Работы китайского живописца Ма Кэ экспонируются в Москве

12 декабря 2024 09:17
Персональная выставка проходит в Московском музее современного искусства.

Московский музей современного искусства продолжает знакомить зрителя с самыми известными художниками Китая. Ма Кэ в начале 90-х получил классическое образование в Академии изящных искусств города Тяньцзинь и уже тогда всерьез увлекся творчеством Пикассо. На персональной выставке мастера была Алия Шарифуллина.

Одна из ранних работ Ма Кэ – женский портрет в стиле соцреализма. Свое знакомство с искусством художник начал через изучение советской живописи, приверженцами которой были многие его педагоги в Тяньцзинской академии изящных искусств. При этом сами преподаватели в Советском Союзе никогда не бывали, погружались в искусство этой страны через репродукции и рассказы. Это привело к неверному пониманию "советской школы". "В процессе "недопонимания" возникало много отклонений. Это, конечно, не соцреализм в чистом виде. В 2000 годах я начал путешествовать по Европе и Америке. Посещал выставки и лично знакомился с разными течениями искусства. Мой собственный стиль начал меняться", – рассказывает художник (Китай) Ма Кэ.

И вот портрет 2000 годов – оммаж образам Пабло Пикассо, значительно преображенным авторской экспрессией. По словам Ма Кэ, именно в диалоге с великим модернистом начал формироваться его авторский язык. Это время поисков художник проиллюстрировал сюжетом из романа "Путешествие на Запад". Древнее сказание повествует о четырех учениках, которые едут на Запад через многочисленные королевства, чтобы найти сутры истинного учения и достичь нового уровня знания. Ма Кэ исследует, неоднократно меняет свой стиль от фигуративного к абстрактному, от реализма к романтизму. Менялась и его философия живописи. Из "тематического" художника он становится "лингвистическим". На смену насыщенным историям и сложным взаимосвязям, масштабным и подробным сценам приходит цельный образ, который художник неоднократно повторяет. "Тиражирование не как у Уорхола, а с таким интересным ракурсом, именно восточно-китайским. Берет один и тот же мотив и незначительно его видоизменяет в цвете, линии, различных каких-то вот изменениях движений персонаж", – комментирует сотрудник научного отдела Московского музея современного искусства Владимир Прохоров.

В 2019 году полотна художника стали отличаться простотой, ясными акцентами и тонкостью смыслов. "Слепцы и слон" – самая характерная работа этого периода. Картина основана на древнекитайском сказании о четырех слепцах, встретивших слона. И каждый из них по-своему описывает животное. Эту метафору Ма Кэ теперь применяет и к искусству: любая идеология и школа живописи содержат в себе лишь часть человеческого опыта и толику истины. Нужно собрать эти истины о живописи воедино, чтобы увидеть мир во всей его полноте.