В Риме открылась выставка, посвященная художнику Фернандо Ботеро

14 декабря 2024 19:46
Стиль великого колумбийца называют "ботеризм", сам он объяснял: "Художника привлекают определённые виды форм, но он не знает почему".

Спустя год после смерти Фернандо Ботеро в Риме открылась крупнейшая выставка, посвященная художнику. Стиль великого колумбийца называют "ботеризм", сам он объяснял: "Художника привлекают определённые виды форм, но он не знает почему". Репортаж Алии Шарифуллиной.

Если бы творчество художников оценивалось по шкале рекордов Гиннеса, то в классе живописцев гипертрофированных телесных форм первое место, несомненно, занял бы Фернандо Ботеро, оставив далеко позади и Рубенса, и Ренуара и даже безымянных творцов "палеолитических венер". Герои его работ могли быть одеты или обнажены, могли танцевать или позировать, могли носить имя "Мона Лиза" или "Папа Лев Х", быть портретами Делакруа и Джакометти, но всегда они были пухлы, округлы, объемны. "В творчестве Ботеро есть две составляющие. Первая – это его колумбийские корни, которые придавали его работам особую чувственность. Вторая – это европейские традиции, в основном мастеров итальянского Возрождения. Ботеро с самого детства тянулся к объемам, но настоящее понимание их значения в искусстве пришло к нему во время изучения художников Кватроченто. Его поразили их ощущение форм, монументальность и невероятные цвета", – поясняет куратор выставки Кристина Каррильо де Альборнос.

Мастер крупной формы обрел свой мгновенно узнаваемый стиль еще в конце 50-х, когда во время написания "Натюрморта с мандолиной" инструмент вдруг приобрёл гротескные размеры. По началу Ботеро воспринимали с трудом в арт-среде, где доминирующими стилями были поп-арт и абстрактный экспрессионизм. Но случайная встреча с куратором Музея современного искусства Нью-Йорка изменила все. Его работу "Мона Лиза в двенадцать лет" приобрели для музея. А дальше – больше: персональные выставки в Латинской Америке и США. "При создании этой выставки я хотела показать "разнообразие техник", которыми владел мой отец. Он работал с пастелью, углем, карандашом, индийской тушью, создавал скульптуры из бронзы и мрамора. Здесь впервые можно увидеть работы, которые ранее никогда не выставлялись, например, "Почитание Мантеньи", – картина написана в 58-м году и забытая на долгие годы. Или полотно "Педрито", посвящённое сыну Ботеро, погибшему в аварии. На выставке также представлены работы, которые художник более 40 лет хранил на складе в Нью-Йорке", – рассказывает куратор выставки, дочь Фернандо Ботеро Лина Ботеро.

Одни называли Ботеро "латиноамериканским Пикассо", другие критиковали за однообразность, банальность, оторванность от ярких течений современного искусства. При этом герои его полотен, похожие на воздушные шары, приносят столько удовольствия зрителям, что ни один музей, владеющий ими, не откажется от возможности их показывать. Ценовой рекорд на живописные произведения Ботеро сегодня составляет два миллиона долларов. Несмотря на свою популярность, художник никогда не избегал сложных тем. Он часто писал картины, изображающие политические беспорядки в его родной стране, заставляя критиков пересмотреть его наследие. Это не "толстые" люди, а объемные. Полнота, полная мера, исчерпывающая достаточность.