Как не потерять божественный свет в эпоху научно-технического прогресса?
Как не потерять божественный свет в эпоху научно-технического прогресса? Таким вопросом задаются современные российские композиторы. Экспериментальные произведения для органа, бас-гитары и синтезатора прозвучали в храме Святого Людовика в Москве. Музыку, обращенную "К свету", услышала Дженнет Арльт.
Орган — главный участник католических богослужений, и солирующий инструмент этого концерта. Формат вечера обозначен как мистерия, объединяющая духовные произведения прошлого столетия и индустриальные звуки XXI века. В программе — опусы для органа и контрабаса, среди которых медитативные интерлюдии Оливье Мессиана и духовные сочинения авангардистов Виктора Суслина и Дмитрия Смирнова. В фокусе их интересов — исследование метафизических тем. Большую часть концерта музыканты находятся на хорах и не видны, так ничто не отвлекает публику от размышлений. "Мы делаем инверсию внутри концерта и задаём философский вопрос, а что есть этот свет, духовность, с которой мы начинали, или то, что мы живём, в техническом прогрессе, можно ли его там найти этот свет и эту духовность", – размышляет органистка Стефанида Ермолаева.
Звуковой мир нашего времени — в представлении молодых композиторов. В премьерном сочинении Антона Изгагина "Катабазис" сольная партия также отдана органу, но окружают его электронные звуки, выражая техногенную атмосферу современности. "Акустический орган большой, и семплы шумов улиц, которые настигают это возвышенное звучание. Ставится вопрос, к чему мы идём? Мы на пути прогресса технического, логического и так далее. Но остаётся ли в нас что-то от сознания высшего?", – делится композитор, гитарист Антон Изгагин.
Научные эксперименты и открытия — источник вдохновения для композитора Натальи Прокопенко. Ее пьеса "Гипнограмма" для шестиструнной безладовой бас-гитары и электроники посвящена сновидениям. Форма сочинения, в котором спокойные разделы чередуются с интенсивными, напоминает энцефалограмму, отражающую смену медленного и быстрого сна. Современная музыка на фоне фрески XIX века. Композиторы-миллениалы смело экспериментируют не только со звуком, но и с пространством.