Мошенники выманивают у граждан деньги: следы преступлений ведут на Украину
"Это возведено в ранг государственной политики, это одна из линий атак на нас с вами, на наше население. Это делают часто просто государственные органы либо структуры, которые находятся под государственным украинским контролем. Это точно одна из линий атак. Поэтому, конечно, Роскомнадзору и другим нашим структурам такие поручения будут даны. Это касается и блокировки – надо все продумать только", — подчеркнул президент России Владимир Путин.
На этой неделе правоохранительные органы разоблачили деятельность сразу двух крупных мошеннических сетей.
Две спецоперации проходили в разных бизнес-центрах столицы. Спецназ ФСБ и оперативники МВД блокировали два крупнейших украинских мошеннических проекта — Milton Group и "Химпром".
В офисах — сотни иностранных студентов. Они обзванивали граждан Европы и Азии, предлагали заработок на инвестициях. Когда жертва переводила деньги, их присваивали себе мошенники. Кто разводил клиентов на сто тысяч долларов и больше, звонил в рынду и весь зал апплодировал аферисту. Украденные миллионы шли на взятки сотрудникам СБУ.
Объединяла эти два мошеннических проекта не только связь с украинскими спецслужбами, но и любопытный факт, что обе эти конторы в разное время снимали одно и то же помещение на шестом этаже бизнес-центра на Шаболовке. Когда спецназ разгромил один колл-центр, здесь в скором времени появился второй.
У них было свое кадровое агентство, своя служба безопасности. Между собой они общались в мессенджерах, в том числе в запрещенном в эту пятницу Роскомнадзором Viber.
Претендентов на должность здесь прогоняли через полиграф. Эмиль обучал новичков основам брокерского дела. Вот что он говорил: "Это как будто конвеерная цепь, где каждое звено не знает, что происходит в следующем звене".
Наш коллега с телеканала "Россия 24" Антон Подковенко почти полгода готовил журналистское расследование об этих мошенниках. В деле — десятки тысяч пострадавших из 50 стран Европы и Азии. Доход преступников доходил до миллиона долларов в день.
Сотрудникам ФСБ пришлось провести целую спецоперацию, чтобы иностранцы (жертвы мошенников) в условиях санкций могли приехать в Россию и получить возможность вернуть деньги. Их миллионами распоряжались несколько человек, в том числе Давид Тодва и Яков Кесельман. Тодва жил в особняке в Дубае, держал автопарк. Кесельман хвастался перед ним своими покупками.
Кесельман, находящийся теперь в СИЗО "Лефортово", рассказывает, кто крышевал их бизнес:
"Давид Тодуа, чтобы себя обезопасить, заплатил миллион долларов Артему Шиле, который рабаотал в СБУ. И с этого момента начал оплачивать пеню за каждый офис, тоже Артему Шиле".
Артем Шила – бывший директор департамента экономической безопасности СБУ и советник офиса президента Украины. Откатов киевским спецслужбам было мало. В их руках оказались оснащенные техникой колл-центры и тысячи операторов – инструмент информационной войны.
"Сотрудники СБУ передавали Давиду Тодва списки транспортной инфраструктуры Российской Федерации, списки железнодорожных вокзалов, аэропортов, чтобы сотрудники центров обзвонили и дали ложную информацию о минировании тех или иных объектов в определенный промежуток времени", — рассказал Яков Кесельман.
Мошенники обзванивали родственников тех, кто находился в зоне СВО и угрожали семьям российских военнослужащих. Разработали даже специальную методичку.
"Все эти действия были скоординированы по времени и направлены на отвлечение российских правоохранительных органов от проводимых украинскими спецслужбами диверсионно-подрывных акций на территории России", — прокомментировал оперативный сотрудник ФСБ.
По оперативным данным, Milton Group действовала в интересах бывшего министра обороны Грузии – Давида Кезерашвили. В России его разыскивают за геноцид, военные преступления, убийства и создание преступного сообщества. В Грузии против него возбуждены дела за взяточничество и руководство ОПГ. В 2020 году о Milton Group рассказали шведские журналисты. В 2022 году то же самое попытались сделать репортеры BBC.
"При поддержке иностранных спецслужб, которые работали и сотрудничают с Давидом Кезерашвили, доказать им ничего не удалось. И ни один из сотрудников колл-центров либо партнеров не был привлечен к ответственности", — отметил Яков Кесельман.
Но до Milton Group добрались российские спецслужбы. Кесельман был задержан. Тодва и Кезерашвили объявлены в международный розыск. После ликвидации этой группировки их место заняли конкуренты из "Химпрома", наркокартеля, что смог вытеснить Milton Group с Украины и открыть в Киеве свои 20 колл-центров. Егор Буркин считал, что сможет избежать участи Milton Group и даже открыл офисы в Москве, но сотрудники МВД и ФСБ уничтожили его нелегальный бизнес.
Буркин, он же Левченко, в СМИ известный как Мексиканец, сейчас скрывается как раз в Мексике. "Химпром" финасанирует ВСУ. А глава украинской разведки, террорист Буданов, дарит наркоторговцу Левченко грамоты и награды.
Киевские спецслужбы используют такие колл-центры для дестабилизации ситуации в России, ведь кроме иностранцев аферисты обманывают и россиян. Для этого придумали новую схему – теперь мошенники представляются жертвам следователями и оперативниками. В ведомствах напоминают – офицеры общаются с гражданами только письменно!
"Следователи, полицейские, сотрудники органов безопасности никогда не используют для связи с гражданами мессенджеры и тем более видеозвонки. Они не имеют права направлять вам фотографии своих удостоверений и служебных документов", — сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.
Понятен и алгоритм действий таких мошенников. Они используют подменные номера. Убеждают, что являются сотрудниками силовых ведомств. Делают акцент на тайне следствия. Угрожают ответственностью за выдуманные преступления.
"Одним из видов мошенничества являются случаи, когда абонентам звонит якобы сотрудник Следственного комитата России. Он сообщает о наличии уголовных дел и даже присылает в мессенджеры копии поддельных процессуальных документов, пытаясь запугать человека и заставить поверить в происходящее", — отмечает официальный представитель СК РФ Светлана Петренко.
А дальше уже можно манипулировать жертвой, выудить деньги или заставить совершить преступление, в том числе террористической направленности, за что уже может грозить реальная отвественность. Потому сотрудники ФСБ, МВД и Следственного комитета предупреждают: такие телефонные разговоры нужно сразу прекращать, чтобы не стать жертвой украинских спецслужб.
Что касается многочисленных операторов этих колл-центров (те, кого не депортировали из России), они сейчас находятся под контролем оперативников. Всех причастных к преступлениям ждет уголовная ответственность.