Роскошь и блеск императорского двора – на выставке в Историческом музее

17 декабря 2024 19:31
Это не просто дорогие украшения и роскошные костюмы из фондов Эрмитажа. Реликвии, по которым можно изучать историю Русского императорского двора.

Роскошь и блеск императорского двора – на выставке в Историческом музее. Блеск драгоценных камней, сияние мундиров и бальных платьев, парадные портреты – все экспонаты на выставке, которая открывается в Историческом музее, – из коллекции Эрмитажа. Роскошь Русского императорского двора оценила Елена Ворошилова.

Это не просто дорогие украшения и роскошные костюмы из фондов Эрмитажа. Реликвии, по которым можно изучать историю Русского императорского двора. Цепь с портретами царей и великих князей – заказ Екатерины II. Рядом табакерки из коллекции императрицы, напоминающие о победе русского флота в Чесменском сражении. "На одной из табакерок изображен портрет Алексея Орлова, который руководил сражением. Рядом представлена табакерка, на крышке которой на эмалевой миниатюре изображена колонна, которую воздвигнута была в парке Царского села в честь этой победы", – прокомментировала куратор выставки Екатерина Абрамова.

Кажется, что за стеклянными витринами – тот самый утраченный мир русского двора, с его роскошью и величием. Этими коллекционными вещами гордились и создатели, и обладатели. Эту цепь, из 140 отборных камей XVI века, надевали в особо торжественных случаях. Рядом изящные миниатюры украшенные барочным жемчугом. "Здесь фигура Нептуна и рядом с ним морские чудовища. Основу тела составляет борочная жемчужина", – рассказала куратор выставки Ольга Костюк.

Зеркало Анны Иоанновны из золоченного серебра – работа английских мастеров. Причудливая шкатулка с хрустальными вставками, сапфирами, изумрудами, рубинами от немецких ювелиров. Такие любила Елизавета Петровна. Якорь из золоченного серебра, украшенный алмазами, привез в Петербург Петр I. "Алмазы не умели так гранить, как станут их замечательно гранить в середине столетия, но тем не менее этот замечательный предмет, мы можем говорить, что он характеризует предпочтение времени и то желание Петра сделать Россию морской державой", – добавила Ольга Костюк.

Туфельки, веера, перчатки и конечно платья – в экспозиции их 14. Вечерние и бальные из Парижских и Петербургских ателье. Императрицы и аристократки предпочитали бракар – шелк с метализированными нитями. Золотое платье Марии Федоровны с орхидеями и бархатным бантом от французской фирмы Морин-Блосье. Это – в стиле модерн от мадам Бризак было сшито для императрицы Александры Федоровны – жены Николая II. "Александра Федоровна была на высочайшем выходе весной 1903 года, когда императорская семья проводила в Москве страстную и святую неделю", – поделилась куратор выставки Юлия Плотникова.

Многие вещи, представленные в экспозиции, можно увидеть на картинах. Каждое платье и аксессуары здесь имеют свою хозяйку. На этом портрете Татьяна Юсупова. В руках у нее веер, который был сделан специально для ее свадьбы в Париже. А рядом оригинал – слоновая кость, алансонское кружево и монограмма Т и Ю – Татьяна Юсупова.

Открывая выставку, директор Исторического музея Алексей Левыкин подчеркнул уникальность экспозиции, которая стала результатом сотрудничества двух музеев. "Мои слова благодарности кураторам, потому что это потрясающе профессиональная работа", – отметил генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин. Более 250 экспонатов из фондов Эрмитажа в залах Исторического музея – тот самый блеск русского императорского дворца во всем его великолепии.