Выставку "Фабрика авангарда. Выкройка нового времени" открыли в Серпухове
С наследием русского авангарда знакомит новая выставка в Серпуховском историко-художественном музее. Представлено около 200 экспонатов – это не только живопись, графика, ткани, фарфор, но и произведения храмового искусства. Как художники создавали "выкройку нового мира" – расскажет Муса Мстоян.
"А у нас в Москве деревья в цвету" – картина "Письмо" Наталии Гончаровой имело все шансы бесследно исчезнуть. В 30-х годах прошлого века, когда авангард стали считать буржуазным искусством, такие работы или уничтожали, или отправляли подальше из столицы – в провинциальные музеи. На обороте этой картины неизвестный художник написал собственный пейзаж с видом Серпухова. "В конце 80-х годов по чистой случайности обнаружила её в фондах. Эту картину перевернула наоборот и обнаружила потрясающие краски Гончаровой. Это было сразу ясно, что это великолепный какой-то художник. Конечно, не сразу я догадалась, что это была Гончарова, был ряд консультаций, изучений. Во-первых, реставрация, потому что холст был завёрнут на обратную сторону, там надписи даже не было видно", – рассказала главный хранитель фондов Серпуховского историко-художественного музея Татьяна Быкова.
На выставке "Фабрика авангарда" 200 работ. Эти "Георгины" Гончарова писала, вдохновившись произведениями Гогена. Она же потом сказала: "Современные идеи, главным образом Франции, уже не могут оказать нам никакой пользы. И недалеко то время, когда Запад будет учиться у нас". Картины Михаила Ларионова, Давида Бурлюка, Роберта Фалька. Есть и полотна не столь известных мастеров – "Платок на столе" Алексея Левина. Украшен вензелем AL. Выставка также прослеживает путь авангарда с полотен на ткань в массовое производство. На фабрики присылали эскизы, по которым печатали ткани. "В Серпухове в свое время были крупнейшие текстильные производства, которые также получили эту разнарядку. Здесь представлен корпус экспонатов – она относится к нашей фабрике дореволюционной, принадлежала купцам Коншиным. После революции долгие годы существовал серпуховский текстиль. В 30-е годы там печатались очень интересные ткани", – пояснила директор Серпуховского историко-художественного музея Жанна Новак.
Текстиль был и инструментом агитации. Если ткань дойдёт до каждого человека, значит, на неё нужно нанести полезные и нужные рисунки. Выживет авангард и в фарфоре. В разделе "Обратное движение" – новые формы и расцветки керамики. Этот сервиз разработала Анна Лепорская – ученица Малевича. В эпоху соцреализма она работала на Ленинградском фарфоровом заводе, где продолжала развивать супрематические идеи. Проникал авангард и в архитектуру. В 30-м на главной площади Серпухова построили конструктивистское здание с башней. Позже на ней установили часовой механизм, изъятый из колокольни местного Высоцкого монастыря. "Колокол, который некогда отбивал время в сонном патриархальном предместье Серпухова, оказался обращён в общественное достояние, национализирован, поставлен в новом деловом центре", – поделился социальный антрополог, куратор выставки Иван Сапогов.
Выставка – попытка проследить развитие целого направления советского искусства на примере коллекции одного Серпуховского историко-художественного музея. От раннего авангарда в новый быт.