Апартаменты Екатерины II готовят к открытию в музее-заповеднике "Царское Село"
Апартаменты Екатерины Второй готовят к открытию в музее-заповеднике "Царское Село". В годы Великой Отечественной войны большая часть декора была утрачена. Восстановление личных комнат императрицы стало возможным благодаря поддержке компании "Газпром". Работы заняли пять лет. Репортаж Екатерины Фисенко.
В блеске зеркал, стекла и светильников, Царское село отмечает сегодняшний день, как праздник. Представлены восемь залов личных покоев Екатерины II, за которые и браться-то было страшно.
"Этот проект был самый сложный, многотрудный, пять лет он реализовывался. Мне кажется, что мы сделали реставрационный прорыв", – заявила директор музея-заповедника "Царское село" Ольга Таратынова.
"Все восемь залов были потеряны во время Великой Отечественной войны. И чтобы их воссоздать требовалась многоэтапная исследовательская работа, большой опыт петербургских реставраторов", – пояснил председатель правления ПАО "Газпром" Алексей Миллер.
Фашисты устанавливали тут свои порядки, грабили и до 19 года эти интерьеры существовали только на старых акварелях. Часы завели лишь сегодня, и они наполнили жизнью покои императрицы. Ее серебряный кабинет – гордость, Екатерина хвасталась в письмах: "Сижу в литом кабинете", и лукавила, серебро было скорее фольгированным, быстро потускнело и кабинет стал энкаустическим. Живопись с использованием воска – пример необычайной просвещенности императрицы. Самое приватное помещение из всех, конечно, опочивальня императрицы, кровать находилась за альковым, стояла перпендикулярно, изголовьем к стене, а внизу находились покои фаворитов. И здесь для них дверь к Екатерине, конечно потайная, в стеклянных панелях едва-едва угадываются ее очертания.
Но главное тут – сами стеклянные панели. Весь зал – хрустальная шкатулка, и стены и потолок – стекло. Создать такое же как в XVIII веке – по-настоящему мистическая история. "Молочное стекло мы отдали на экспертизу, очень радовались, что мы наконец получим рецепт, по которому сможем установить, как это было в XVIII веке, но увы. В составе оказался мышьяк, неразрешенный к производству. И поэтому пришлось искать иную химическую систему", – прокомментировала заместитель директора музея-заповедника "Царское село" по научной работе Ираида Ботт.
Залы, воссоздаваемые по рецептам, как в аптеке, с идеально выверенными пропорциями материалов. Почти 500 метров паркета восстановлено, сотни метров шелковых штор. Каким был китайский зал – видно на акварели. Пока не хватает только лаковых панно. "В Китае по нашему заказу китайские ремесленники пишут 155 панелей китайского лака в различных техниках "куанцай" и "мяоцзинь", и в конце следующего года эти панели должны быть завершены", – сообщила заместитель директора музея-заповедника "Царское село" по научной работе Ираида Ботт Наталья Кудрявцева.
Эта новая анфилада личных покоев по роскоши не уступает золотой, лишь размеры ее меньше. Шедевр, с которого и начался в российской империи классицизм, сотворенный Камероном и Кваренги.