Спецоперация России

Военкор Александр Сладков побывал в освобождаемом Курахове

22 декабря 2024 22:43
Самая горячая точка фронта – юго-запад Донецкой народной республики, где идут бои за Курахово. Российские войска уже там. Постепенно сжимаются клещи и вокруг самого города. Вооруженные силы Украины стремительно отступают, чтобы не оказаться в котле. Таким образом, границы ДНР совсем близко: до Днепропетровской области менее 20 км, до Запорожья – 50 км. Вместе с российскими военными в Курахово вошел и военкор ВГТРК Александр Сладков.

Город Курахово в центре главных событий СВО. Жилые застройки освобождены, осталась теплоэлектростанция, превращенная в крепость.

Это окраина, дальше поселок Дачное. Исполняющий обязанности командира Пятой бригады с позывным Мамай второй пуд соли доедает на этой войне. Его штурмовые батальоны идут по центру Курахова в сторону Дачного, который пока за ВСУ.

"Вся дорога от Дачного, что с севера, что с юга, пристрелена нашей артиллерией. Да, там в сутки две-три машины пытаются подъехать, но воздушными средствами мы проводим дистанционное минирование, шипование дорог, что, кстати, очень хорошо работает. То есть закидываются шипами дороги, колеса пробиты, он на ободах уже никуда не едет, дело техники добить беспилотником", – рассказывает исполняющий обязанности командира 5-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады им. А.В. Захарченко 51-й общевойсковой армии Южной группировки войск с позывным Мамай.

"Наши купольные системы РЭБ, противодронные ружья не работают против квадрокоптеров типа "Баба-Яга" (так называемых гексакоптеров), потому что канал управления идет через "Старлинк". Что мы делаем? Подготавливаем ночные FPV, заряжаем их "монками". У нас есть расчет товарища Хазиева, он делает чудеса. Допустим, в летящую "Бабу-Ягу" сбросом с квадрокоптера попадает ВОГом, и "Баба-Яга" уничтожается. Либо начинает просто изгаляться над противником: ждет, пока "Баба-Яга" садится, прилетает и убивает и "Бабу-Ягу", и расчет "Старлинк", – объясняет исполняющий обязанности командира 5-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады им. А.В. Захарченко 51-й общевойсковой армии Южной группировки войск с позывным Мамай.

Сегодня артиллерия может работать в интересах даже одного действующего штурмовика – так филигранно точно управляют командиры бойцами на поле боя.

"Солдат должен понимать, что его слышат, его видят, он нужен. Его нельзя использовать вслепую. Его нельзя отправить в одну сторону. Он должен пойти и выполнить задачу. А если с этой задачи он вернется живой и здоровый, представьте, какая вера в командира у него будет. В следующий раз он скажет: да, батя, я слушаю, я иду как ты говоришь", – уверен исполняющий обязанности командира 5-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады им. А.В. Захарченко 51-й общевойсковой армии Южной группировки войск с позывным Мамай.

Мы воюем в Курахове четко по плану. Противник же находится в состоянии грогги, как боксер, "поплывший" после сильнейшего удара. Офицеры ВСУ отправляют на передовую все новых и новых солдат без малейших шансов вернуться обратно.

"У них даже не предусмотрены пути отступления, они бегут, кто куда. Вот у меня была ситуация: в одну ночь две группы просто зажали дом, большой такой трехэтажный дом, зажали с обеих сторон, и противник просто побежал в разные стороны, как куропатки, которых расстреливают на полигоне", – рассказывает исполняющий обязанности командира 5-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады им. А.В. Захарченко 51-й общевойсковой армии Южной группировки войск с позывным Мамай.

Я знакомлюсь с очередной партией украинских пленных, захваченных Пятой бригадой и привезенных из Курахова в ближайший тыл.

- Валер, откуда родом?

- Кривой Рог.

- А вы?

- Жевакин Александр Сергеевич. Родом из Екатеринбурга, со Свердловска.

- А что здесь делаешь?

- Переехали родители, перевезли меня, мне было 5 лет.

- Как взяли, Саш?

- Сами сдались.

- А где?

- В Курахове здесь.

- Зашли ребята в дом, говорят: сдавайтесь! Мы сдались.

- Потери большие у вас в подразделении?

- Да. Когда мы высаживались, сразу один, второй трехсотые...

- А сдались почему?

- Жить хотел.

- А офицеры с вами вообще ходят в бой?

- Ну, со мной был младший лейтенант, старший группы. В принципе он с нами один раз сходил в бой. В принципе, у нас только одна операция была – взять школу. Но у нас не получилось, и мы отошли. Просто сидели в подвале целый месяц и все.

"Кто сдается, тот сдается, кто не сдается – тот погибает. Наглядным примером у меня два дня начальник разведки проводил листование двух кварталов, с одного квартала противник его просто покинул. Листование это заброс листовок с предложением сдаться, с порядком сдачи, с пропуском и с формулировкой "вы окружены". Вот один маленький квартал был полностью освобожден – они убежали, то есть оставили свои позиции. А второй квартал не сдавался, и пришлось применить тяжелую огнеметную систему", – рассказывает исполняющий обязанности командира 5-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады им. А.В. Захарченко 51-й общевойсковой армии Южной группировки войск с позывным Мамай.

- Между собой общались? Война на убыль идет, или что дальше? Мужики, вы сейчас пленные, я прекрасно понимаю, что у нас разные категории, вы каждое слово, как бы взвешиваете.

- Патриотизм был в 2022 году.

- Патриоты закончились уже давно.

- Когда были очереди в военкомат, а сейчас не хотят. Прячемся от этих ТЦКашников.

Этих украинских солдат только что привезли. Их накормят, переоденут, и они начнут ждать, когда Украина согласится их обменять.

В Курахове спасают мирных жителей.

"Много гражданских, да. Но здесь радует, что они не разрозненно ходят по городу, не разрозненно сидят в домах, они собираются вместе. Допустим, храм и вся дворовая территория, здания, которые рядом с храмом, дом номер 12, тоже 35 гражданских людей. Люди все вместе, у них есть вода, еда. Наша задача была прийти, сказать, что мы здесь, никакой опасности не существует, оставить этот дом и идти дальше, чтобы противник не применял по нему ничего. Иначе, находясь в доме с гражданскими, мы подвергаем опасности не только наших бойцов, но и жизни гражданского населения", – объясняет исполняющий обязанности командира 5-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады им. А.В. Захарченко 51-й общевойсковой армии Южной группировки войск с позывным Мамай.

Над освобождением Курахова работает большая группировка. Идти ровно очень трудно, кто-то в поле, кто-то в плотной частной застройке, в высотных кварталах. Одни в лоб, другие окружают, чтоб соседям было проще продвигаться.

"Взаимодействуем огнем, как положено. Без взаимодействия с соседями успеха не будет. Если идти, то идти одним целым, закрывая фланги друг друга, передавая постоянно оперативную информацию, что происходит перед тобой. У нас появилось открытое пространство, неконтролируемое противником. Пути снабжения пристреляны, у них логистика нарушена силами нашей артиллерии и малой авиации, поэтому рождается успех", – поясняет исполняющий обязанности командира 5-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады им. А.В. Захарченко 51-й общевойсковой армии Южной группировки войск с позывным Мамай.