Выставка "Моне и городской пейзаж импрессионистов" проходит в Берлине

22 декабря 2024 19:55
Представлены три самых ранних вида Парижа Клода Моне, а также работы его последователей – всего 20 произведений.

Остановись, мгновенье! Выставка "Моне и городской пейзаж импрессионистов" проходит в Старой Национальной галерее Берлина. Представлены три самых ранних вида Парижа Клода Моне, а также работы его последователей – всего 20 произведений. О новых гранях городского пейзажа, расскажет Алия Шарифуллина.

Здесь нет ни узнаваемых всеми кувшинок, ни живописных мостов в Живерни, ни ив, отражающихся в воде. На этих полотнах Клода Моне шумный город, величественная архитектура Парижа, толпы людей и экипажи. Выставка "Моне и городской пейзаж импрессионистов" раскрывает малознакомую сторону художника и его современников: живопись столичной жизни. "Эта серия работ Моне представила новый взгляд на современный город. Художник не посещал Лувр, чтобы копировать полотна старых мастеров, как это было принято раньше. Вместо этого он писал яркую жизнь Парижа со своего балкона. Поступая так, он буквально отвернулся от исторической традиции искусства и погрузился в настоящее мегаполиса", – рассказал директор Старой национальной галереи Ральф Глейс.

На выставке представлены три ранние работы Моне, на которых он впервые изобразил Париж. Они же считаются первыми в истории живописи городскими пейзажами в стиле импрессионизма. Полотна были написаны в 1867 году, в год преображения французской столицы. Сегодня эти работы находятся в музеях Берлина, США и Нидерландов. "В то время продолжалась "реновация французской столицы" по проекту префекта Сены Жоржа-Эжена Османа. Перестройку города заказал император Наполеон III. Париж был перенаселён, ситуацию усугубляли узкие улицы. Скученность способствовала вспышкам эпидемий. По проекту были снесены средневековые кварталы, появились широкие проспекты, площади и парки с фонтанами. Это стало источником вдохновения для импрессионистов", – добавил Ральф Глейс.

Выставка не ограничивается полотнами Моне, а показывает, как художник повлиял на других импрессионистов и постимпрессионистов, в том числе Гюстава Кайботта, Камиля Писсарро и Анри Матисса. Архитектура с её чётко очерченными пропорциями и углами в некоторой степени противоречит живости и динамичности кисти импрессионистов. Но этим художникам удалось, не изменяя себе, показать новые грани городского пейзажа. Например, на картинах импрессионистов мы смотрим на город сверху: люди на бульварах и площадях кажутся крошечными. Из-за искаженной перспективы. Такие пейзажи позволяют представить, что мы находимся в конкретном месте, например, стоим на балконе. Это похоже на фотосъемку. Импрессионисты писали современную жизнь. Их герои заняты простыми вещами: гуляют, идут за покупками, сидят в кафешантанах, танцуют. Ничего драматичного, никаких сложных сюжетов и историй. Простая, знакомая жизнь в большом городе.