Всероссийский музей декоративного искусства представляет "Формулу Гжели"
Узнать "Формулу Гжели" можно на выставке во Всероссийском музее декоративного искусства. Знаменитая керамика, известная со времен Ивана Калиты, сначала была пятицветной, а привычные нам тона приобрела в XIX веке. Секрет успеха синего на белом узнала Анна Шустер.
Из каких элементов сложена формула популярности "Гжели" как народного промысла? Насколько разной она бывает? И как через "Гжель" находит отражение историческая действительность? В попытке ответить на эти вопросы Всероссийский музей декоративного искусства представил новую выставку. Начинается она с экспонатов, посвященных селу Гжель. Его глинистые почвы были малопригодны для земледелия, эти обстоятельства и определили главное занятие местных жителей. Во второй половине XVIII века Гжель стала крупнейшим гончарным центром России. Со временем полуфаянс уступил место фарфору. Во времена русско-турецких войн из него делали вот такие кружки. А эта скульптура поверженного Наполеона создана в 1820-е годы. "Французский император изображен на стуле в такой задумчивой позе, а его знаменитая треуголка как знак поверженного полководца брошена наземь. Это завод Сипягина, и мы знаем, что сам Сипягин служил и воевал, был генерал-адъютантом в русской армии при войне с Наполеоном", – рассказала куратор выставки Тамара Сахарова.
В соседней витрине посуда из майолики. В таких сосудах подавали дрожжевой квас с конца XVIII века. А этот узкогорлый кувшин называли кумганом. Квасник отличался от кумгана наличием сквозного отверстия, куда закладывали лед для охлаждения напитка. И квасники, и такие кумганы изготавливали на гончарном круге по частям, затем собирали и украшали лепным декором. Сложность изготовления изделий из майолики в том, что расписываются такие предметы по сырой эмали, и для успеха мастер должен очень быстро и точно наносить рисунок. Также сложно работать с фарфором.
Во второй половине XIX века многие гжельские заводы оказались разорены. Частично это было связано с объемом ввозимого из-за границы товара, частично – с модернизацией производства, за которой не всегда успевали мастера ручного труда. С 1920-х годов промысел решили реанимировать. Задачу эту возложили на Научно-исследовательский институт художественной промышленности. Сегодня сохранять традиции продолжает Объединение "Гжель". "Расписываем по утильной поверхности, то есть это предварительный обжиг, изделие достаточно хрупкое и очень пористое, когда на него наносится кобальт, то он быстро впитывается в поверхность, и его сложно убрать. Художники работают наверняка, чтобы сразу положить тон или цветок, или элемент туда, куда нужно", – поделилась главный художник Объединения "Гжель" Елена Сухорукова.
Разглядывать в таких работах интересно каждую деталь. Всего на выставке представлено более семисот предметов, отдельные экспонаты показывают широкой публике впервые.