Новые выставки в Галерее классической фотографии

23 декабря 2024 19:48
Это "Горы. Города. Гиппенрейтеры" и "Зигзаг времени".

Галерея классической фотографии представляет две новые выставки. Экспозиция "Горы. Города. Гиппенрейтеры" объединила работы Вадима Гиппенрейтера, мэтра пейзажной съемки, и его сына Макара – талантливого живописца, рано ушедшего из жизни. Автор выставки "Зигзаг времени" Мария Снигиревская тоже получила художественное образование, но черно-белая пленка оказалась притягательнее. Репортаж Юлии Кундрюковой.

Черно-белый квадрат – все фотографии Мария Снигиревская делала именно так. Всю жизнь она снимает на одну камеру, на черно-белую пленку формата 6 на 6. Здесь около сорока работ. Мария родом из Северной столицы, училась на художника. Однако ее отчим – знаменитый фотограф ленинградского андеграунда Борис Смелов – круто поменял всю ее жизнь. Но кисть Мария в стороне не оставила. "Помимо, естественно, фоторабот, Мария еще и потрясающий живописец. Она пишет с 2004 года. Изначально она вообще хотела стать художником. Но, к сожалению, вмешался отчим, перепутал абсолютно все карты, поставил всё на другие места. И, конечно, с детства она бегала с ним по этим переулочкам, улочкам и фотографировала до изнеможения", – рассказала куратор выставки Алёна Круглова.

С одной стороны, на снимках очень точная, выверенная композиция, с другой – немало работ, которые сделаны как будто на бегу, репортажно. Любимые герои – дети, кошки и бабушки. Непричесанный Ленинград начиная с 88-го года и такой же честный взгляд на Петербург вплоть до 2015-го. Со своими героями она чаще всего знакомится, общается и только потом делает снимки. Красота в простых вещах: тени, отражения и мгновение, которое никогда не повторится. От городских пейзажей – к уютным натюрмортам. Мария Снигиревская много времени проводит в комиссионках, ищет там вазы, кувшины. Приносит домой, ставит на стол и ждет, пока они покроются пылью. Так интереснее. Натюрморты тоже как будто небрежные: случайно упавший осенний лист, забытая на стуле кофта, тени на занавесках. Интересно, что живописные работы у Марии Снигиревской совсем другие: герои ее картин – большие и яркие птицы.

Еще один художник, который в итоге стал фотографом, этажом выше. Это Вадим Гиппенрейтер, классик советской пейзажной фотографии. Сделал много снимков извергающихся вулканов. 72-й год – извержение вулкана Алаид на Курильских островах. 75-й – вулкан Толбачик на Камчатке, и он же ночью, во время грозы. В эти фотоэкспедиции Вадим Гиппенрейтер брал с собой сына Макара. "Он относился к фотографии не то что с пренебрежением, но всё-таки как к какому-то вторичному искусству. И поэтому говорил Макару: Макар, а ты должен быть художником нормальным. И Макар занялся изобразительным искусством, учился у многих московских художников, активно занимался именно живописью", – отметил фотограф, куратор выставки Андрей Ермаков.

Макар писал ярко, как будто помня увиденные с отцом вулканы. Но его пространство – это город. "Большие красные трубы", "Урбанистический натюрморт"... Между отцом и сыном не раз вспыхивали ссоры: они оба были перфекционистами, и каждый болел душой за свое дело. От этого любая критика принималась в штыки. Обоих уже нет в этом мире, и единственной наследницей их работ стала дочь Вадима Гиппенрейтера – Мария, которая даже отправила один из снимков отца в космос. "Я нашла этот маленький слайд в мусоре. Его оттуда выудила. Он мне очень понравился, мы его хорошо отсканировали, получилась красивая работа. Когда собралась в космос лететь первая фотовыставка на МКС, то эта работа была выбрана одной из двенадцати", – поделилась Мария Гиппенрейтер.

Осенью работа вернулась, правда, на выставке уже увеличенная копия. Отец и сын, фотограф и художник, которые всю жизнь спорили о главном деле своей жизни, встретились в одном пространстве. И теперь становится ясно: больше нет никаких споров, одно вытекает из другого и вырастает в общую картину мира, которая способна заворожить каждого.