Полотна "Амазонок русского искусства" из собрания Третьяковки представили в Челябинске
Живописные полотна "Амазонок русского искусства" из собрания Третьяковской галереи представили на выставке в Челябинском музее изобразительных искусств. В основе экспозиции – работы московских художниц первой трети ХХ века. Яна Смирнова подробнее.
Название выставки неслучайно: здесь слово "амазонки" носит метафорический смысл и отображает стремление русских художниц начала ХХ века быть в авангарде своего времени. "Они получили известность. Это стало устойчивым брендом, что амазонки – это именно амазонки авангарда. Собственно, этот термин появился в применении к ним в 1933 году", – сообщила заведующая отделом живописи первой половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи Татьяна Ермакова.
Сама концепция выставки неоднократно менялась. Ранее она носила название "Амазонки русского авангарда". Но чтобы мотивы картин были понятны каждому, количество экспонатов решили увеличить. "Сплошной авангард, на весь зал, мы посчитали слишком сложным и решили немножко упростить, показать, что было до, что было после, как это всё между собой соотносится. Потому что до сих пор авангард влияет на многих художников. Это видно в их творчестве", – пояснил куратор выставки Александр Венернбольд.
Из двадцати художниц только три выставлялись в Челябинской области ранее. С полотнами остальных 17 мастеров южноуральцы впервые познакомились в Музее изобразительного искусства. Из 47 картин 46 приехали из Москвы. Это картина Веры Пестель – единственное произведение искусства, которому не пришлось проделывать долгий путь из Москвы. Оно находилось в фондах Челябинского музея изобразительных искусств. Вера Пестель изобразила коллегу – художника-конструктивиста Владимира Татлина – и сделала это в стиле кубизм. На выставке основная часть работ принадлежит первым "амазонкам": Гончаровой, Поповой, Розановой, Удальцовой, Степановой, Экстер и Пестель.