Новый год приходит в Палехские мастерские задолго до 31 декабря
Новый год приходит в Палехские мастерские задолго до 31 декабря. Под кистью художников, которые вручную расписывают ёлочные игрушки, оживает зимняя сказка. Кто и как создаёт новогоднее чудо, увидела Ксения Луженкова.
Поймать перо жар-птицы тончайшей беличьей кистью – волшебных героев палехские художники изображали на шкатулках и ларцах: "Двенадцать месяцев", "Снегурочка", "Морозко". Мастеров из Палеха в 30-е годы привлёк Александр Птушко для создания цветного мультфильма "Сказка о рыбаке и рыбке".
Теперь сказочные истории умещаются на стеклянных игрушках. Первые ёлочные шары, по преданию, появились в Германии в неурожайный год, когда не хватило яблок на украшение рождественского дерева. Игрушки на ёлке располагались в соответствии с евангельскими канонами. В советское время на смену христианской традиции пришли сюжеты из фольклора и повседневности. Каждая игрушка – целая волшебная вселенная. На один новогодний шарик у художника уходит неделя: выбрать сказочный сюжет, нарисовать эскиз, подготовить материалы. Но самое сложное – перенести рисунок на поверхность шара.
Композиция раскрывается в цвете, затем наносятся золотой слой и традиционный орнамент. "Нужно на шарике ровно разметить грани, линии, отчертить ровненько все круги, из которых потом будет состоять орнамент, найти точно серединку – пипочку. Иначе просто весь рисунок будет прыгать", – пояснила художница Светлана Рыбакина.
Каждый художник перед росписью сам "творит краски". Сусальное золото растирается вручную несколько часов. А для цветной темперы у мастеров – свой особый рецепт, которым делятся в местном художественном училище. Понадобятся уксусная эмульсия, краситель и куриное яйцо. Такой материал хранится в холодильнике не больше двух недель. Степень свежести определяет свойства краски. Поэтому художники предпочитают перед каждой работой делать новые. "Отделённый желток мы выливаем в отдельную ёмкость, скорлупой мерим. Один полный и половинку", – рассказала художница Александра Вакурова.
Старинные методы сочетаются с находчивостью мастеров. В лакировочном цехе сымитировали японский водопад. "Раньше для того, чтобы не было пыли на шкатулке, японские мастера выходили в море, в океан и лачили там шкатулку. Здесь у нас тоже своеобразный водяной водопад. И мы лачим с тем условием, что лак – это всё уходит в воду, и мы тем самым избегаем большого количества пыли", – объяснил основатель Палехских мастерских Александр Гусаковский. Палехские мастерские держатся на традициях. Художники здесь трудятся династиями. Ёлочные украшения для самого семейного праздника в году тоже создаются в кругу родных.