Дания выискивала угрозу на Востоке и не заметила, как с Запада подкрался Трамп

29 декабря 2024 21:11
В Европе наступило разочарование в левой повестке и теперь наступают времена правых. Об этом свидетельствуют результаты выборов в нескольких европейских странах в уходящем году.

Так, во Франции летом "Национальное объединение" Марин ле Пен на выборах в Европарламент опередило партию Макрона, набрав вдвое больше голосов. В Австрии на парламентских выборах в сентябре победили правые из "Австрийской партии свободы".

На выборах в трех немецких федеральных землях – "Альтернатива для Германии" набрала 30 и более процентов. Президентские выборы в Румынии и вовсе закончились отменой результатов первого тура, потому что победил независимый кандидат Кэлин Джеорджеску, которого заподозрили в симпатии к России.

В Грузии на парламентских выборах победила партия "Грузинская мечта", которая приостановила движение страны в Евросоюз и не желает ссориться с Россией.

А в пятницу президент Германии Штайнмайер распустил Бундестаг. Это результат распада правящей коалиции. Досрочные парламентские выборы назначены на 23 февраля.

"Я ожидаю, что избирательная кампания будет проходить честно и прозрачно. Внешнее влияние – это угроза демократии, будь оно скрытым, как мы недавно наблюдали на выборах в Румынии, или открытым и явным, как это сейчас особенно масштабно практикуется на интернет-платформе X. Я твердо выступаю против любых попыток внешнего влияния на выборы в ФРГ", – признался Штайнмайер.

Понятно, что ссылка на события в Румынии – это первый тур президентских выборов, результаты которого были аннулированы. Просто из-за того, что победил в нем неугодный Брюсселю правый кандидат Кэлин Джорджеску. Его успех объяснили вмешательством России, и хотя никаких доказательств представлено не было, решение осталось неизменным.

Зато упоминание о соцсети Х – это что-то совсем новое: Штайнмайер прозрачно намекает на давление со стороны команды Трампа в лице миллиардера Илона Маска – тот сначала назвал канцлера Шольца "некомпетентным идиотом", а затем сообщил, что единственная партия, которая может спасти Германию – это правая "Альтернатива".

"Избиратель хочет, чтобы дети попросту получали хорошее образование, могли спокойно ходить по улицам, безопасно пользоваться общественным транспортом, жить в безопасности, а не в условиях хаоса. Ангела Меркель пустила страну под откос.

Мы хотим изменить ситуацию. А Фридрих Мерц, очевидно, не хочет. Иначе он бы сказал, что готов разговаривать с Алисой Вайдель или Тино Крупалла. Давайте договариваться. Но нет. Более того, Мерц не здоровается со мной при встрече", – сказала сопредседатель партии "АдГ" Алиса Вайдель.

По опросу, проведенному еще до теракта в Магдебурге, если бы в Германии проходили прямые выборы канцлера, то немцы проголосовали бы за Вайдель. Но немцы голосуют за партии – и в этом рейтинге "АдГ" вторая, а лидерство прочно удерживают христианские демократы.

Тот самый Фридрих Мерц, обещавший Киеву дальнобойные ракеты Taurus. После формирования правительства, что само по себе будет тяжелейшей головоломкой, ему придется решать ту же самую задачу, которую не смог решить Шольц со своей коалицией.

В случае победы на выборах, Мерц столкнется со многими из тех же проблем, которые стояли перед его предшественником. К ним относится конституционный долговой тормоз Германии, который фактически ограничивает возможности немецкого правительства тратить больше на оборону, не сокращая расходы в других областях.

Пресловутый "долговой тормоз" – это принятое еще в 2009 году при Меркель конституционное правило, заключающееся в том, что государство не может тратить больше, чем зарабатывает в виде налогов. И Шольц пытался скинуть эти тормозные колодки, параллельно придумывая разные ухищрения в виде внебюджетных фондов для финансирования ВСУ и бундесвера.

Что будет делать Мерц – непонятно, но ему придется, как минимум, держать планку. А это, похоже, будет труднее, чем сейчас. Трампа не устраивает отрицательный торговый баланс США с Европой в размере более 200 миллиардов евро, и убивать ее конкурентоспособность он планирует всеми доступными способами – начиная с торговых тарифов и пошлин, и заканчивая ценами на электроэнергию.

Начатая Байденом деиндустриализация Европы в 2025 году будет продолжена. При полном содействии Брюсселя.

"Они сговорились, чтобы грабить Европу. Мы покупаем сжиженный природный газ в 5-10 раз дороже, чем мы платили Путину. Происходит беспрецедентное перемещение капитала. Но не нужно в этом обвинять Соединенные Штаты, нам нужно винить в этом только самих себя", – сказал экономист Давид Бавре.

За последние две недели декабря стоимость газовых фьючерсов на главной европейской торговой площадке TTF выросла на 15 процентов. Рынок реагирует на резкое, на месяц раньше расчетного, падение заполненности хранилищ до 75 процентов, а главное – на предстоящее 1 января прекращение поставок российского газа через Украину. Киев отказывается продлевать действие контракта с "Газпромом".

Но Еврокомиссии явно все равно. Там делают вид, что ничего не происходит, хотя вот он – очевидный пример использования энергетики, как оружия, против внешних врагов. Точно также это факт полностью игнорируют и партнеры Словакии по Евросоюзу, за исключением Венгрии. При этом, когда надо – у них все происходит с точностью до наоборот.

Президент Финляндии, премьеры Эстонии и Латвии закатили коллективную истерику в интервью британской Independent: мол, Европа не сможет воевать с Россией без США.

После победы Дональда Трампа на президентских выборах в США лидеры Латвии, Эстонии и Финляндии призвали альянс прекратить "бесконечные дебаты" о том, как справиться с нависшей угрозой со стороны России, заявив, что настало время укрепить оборону Европы.

"Мы не готовы. Это абсолютно ясно", – говорит президент Латвии Эдгарс Ринкевичс. – "Мы не можем продолжать надеяться на то, что США по-прежнему будут принимать активное участие в делах Европы".

Цель НАТО на 2025 год – повысить минимальные расходы на оборону до 2,5% ВВП, хотя некоторые говорят о том, что нужно 5,5%, учитывая нужды Киева. Но тут проблема: опросы фиксируют снижение числа европейцев, считающих необходимым поддерживать Украину в режиме "кровь из носа". На конец этого года в Швеции таких теперь только 50%, в Британии – 36%, в Германии – 28%, во Франции – 23%, а в Италии – 15%.

Причин для этого много. Вот версия венгерского премьера Орбана:

"Существует новая реальность, на определенных участках на фронте – об этом все могут слышать, это не скрывается. Россия продвигается вперед. Медленно перемалывая продвигается вперед... Эту войну Евросоюз проиграл", – отметил венгерский премьер.

Боевой задор охлаждает новая реальность, которая состоит еще и в том, что даже те европейские армии, которые всегда считались наиболее боеспособными в НАТО, теряют эту способность. Газета Times пишет, что пятая часть личного состава британской армии – всех ее сухопутных, морских и воздушных сил – в лучшем случае ограниченно пригодна к участию в боевых действиях по состоянию здоровья, а то и вовсе не соответствует даже минимальным требованиям.

Ну, и, конечно, произвел впечатление "Орешник". Пытались хорохориться, но даже русофобская Bild считает предопределенным исход "технологической дуэли" с русскими.

"Горькое осознание: Германия будет беззащитна от запуска ракеты "Орешник". На данный момент Бундесвер со своими системами ПВО Patriot не располагает эффективными средствами защиты от баллистических ракет такого типа", – сказано в публикации издания.

"Я следую рекомендациям властей и думаю, что датчанам следует сделать то же самое. Это не потому, что мы ожидаем агрессивной войны против Дании, как мы видели на Украине, но риск получить подобное нападение есть", – призналась премьер-министр Дании Метте Фредериксен.

На случай нападения России датский премьер даже создала дома трехдневный запас воды и консервов.

В последний раз, когда Дании пришлось пережить нападение – это был "Вермахт" – оно продолжалось шесть часов, после чего датскую армию распустили по домам, и все пошло как обычно. Боевые потери королевства во Второй мировой войне, если не считать тех, кто потом вступил в "Ваффен СС" – 16 убитых и 20 раненых. Так что по датским меркам – три дня это много. Впрочем, госпожа Фредериксен слишком засмотрелась на восток, выискивая угрозу, и не заметила, как с запада подкрался Трамп.

Дональд Трамп заявляет о возможном приобретении Гренландии. Но премьер-министр Гренландии Муте Эгеде в письменном обращении сообщил: "Гренландия наша. Мы не продаем ее".

56 тысяч жителей Гренландии считают остров своим, но юридически – это автономная территория Дании. И опять-таки – историческая правда состоит в том, что в Копенгагене никогда не знали, что с ней делать – со времен ее первооткрывателей-викингов и до наших дней.

"Цель плана по укреплению Арктики – это выражение того факта, что в течение многих лет мы, как Королевство Дания, недостаточно присутствовали в жизни Гренландии. Мы можем сделать гораздо больше", – заявил министр обороны Дании Поульсен.

Но как бы не было поздно с датскими планами по укреплению Арктики. США положили глаз на Гренландию еще в нулевых – на острове есть американские военные базы, а в 2019 году Трамп впервые предложил Копенгагену вообще продать остров за полтора триллиона.

Тогда Фредериксен назвала идею абсурдной. Сейчас даже комментировать не стала, но датские эксперты полагают, что Трамп никого не пытается троллить – это реальное предложение сделки.

"Нет причин относиться к высказыванию Трампа легкомысленно. Ни Дания, ни Гренландия не могут позволить себе такого рода конфликты с президентом США, тем более так часто. Мы всегда должны помнить, что Гренландия является частью Северной Америки и лежит как своего рода защитный шлем на вершине американского континента, защищая американцев от русских ракет", – говорится на западноевропейском телевидении.

Вашингтону мало Аляски – Трамп хочет присоединить и Канаду 51-м штатом. Рост стратегического значения Арктики требует расширения зоны американского контроля. Или вообще никак не объяснять, потому что Трамп – он не тролль, а король. Как называет его Times – Дональд Первый.

Но амбиции избранного президента США явно императорские. И у Европы, похоже, нет сил, чтобы помешать ему в их реализации.

Взаимодействие Вашингтона с европейскими союзниками давно напоминает отношения метрополии с провинциями, а теперь эта модальность наверняка станет более открытой и бесцеремонной. Как раз поэтому стартующую избирательную кампанию в Германии можно заранее делить пополам: на "до" и "после" инаугурации Трампа – под которого и "некомпетентные идиоты", и "спасители" обязательно начнут корректировать свои предвыборные программы.