В БДТ поставили эксперимент над пьесой "Моцарт и Сальери"

08 января 2025 19:37
Каждый из актеров знает текст другого, и когда временная петля закручивает новый виток, всё смешивается так, что артисты могут поменяться ролями.

"Опыты драматических изучений" – это экспериментальный проект БДТ имени Товстоногова. Молодым режиссерам предложили поработать с "Маленькими трагедиями" Пушкина. Выпускнице "Щуки" Александре Толстошевой выпала история Моцарта и Сальери. Что получилось, расскажет Алексей Комаров.

Обычно сцену от зрительного зала отделяет занавес. Здесь же его нет. Пока гости занимают свои места, актеры на уже на сцене. Фактически спектакль начинается с шахматной партии. Каждый актер знает свою роль и примерную структуру постановки. Всё остальное – чистая импровизация, как в джазе. Моцарт и Сальери словно попали во временную петлю, в которой уже находятся 200 лет. Они давно устали, но вынуждены играть, пока не наступит финал. А потом – снова шахматная партия. "Один вынужден травить, другой вынужден яд выпивать и умирать. И эта история происходит постоянно. Такой День сурка с возрождением. Герои являются заложниками этой ситуации, этого пушкинского текста", – поделился актер Павел Юринов.

Режиссер Александра Толстошева называет спектакль перфомансом. Говорит: ей интересен не концептуальный, а игровой театр, в котором артисты раскрывают все свои актерские данные, проговаривая один текст так, что в процессе находят новую интонацию. На сцене три человека. Это Моцарт, Сальери и музыкант. Иногда он становится самим Пушкиным. Каждый из актеров знает текст другого, и когда временная петля закручивает новый виток, всё смешивается так, что артисты могут поменяться ролями. "Я начинаю с постулата, что я Моцарт. Я должен быть отравлен. Уже многократно я был отравлен Сальери. И в зависимости от того, что сейчас со мной происходит, каким образом мы взаимодействуем, вполне возможно, что на второй, на третий раз мне не захочется травиться. Может быть, мне захочется, чтобы Сальери отравился", – добавил актер Андрей Феськов.

Для публики почти нет никаких правил. Каждый может встать и уйти, если ему станет скучно. Бесконечный спектакль закончат, когда в зале не останется зрителей или когда устанут актеры.