"Девять способов страдать" – премьера в малом зале "Зарядье"

10 января 2025 09:52
Авторы, экспериментируя, исследуют материю звука, ищут новые смыслы и способы воплощения своих идей.

"Неделя современной музыки" проходит в малом зале "Зарядье". На концерте ансамбля im SPIEGEL состоялась премьера произведения Настасьи Хрущевой для контрабаса и фортепиано – с необычным названием. "Девять способов страдать" услышала Лидия Алешина.

"Девять способов страдать" – музыкальная инструкция для тех, кто, как бы парадоксально это ни звучало, ищет на свою голову страдания. Произведение написано по заказу. Если бы не проект "Ноты и квоты", композитор Настасья Хрущева вряд ли решилась на эксперимент – написать этюды для контрабаса и фортепиано. Градус эмоциональных переживаний здесь на любой вкус. "Страдания – во-первых, это очень русская история, глубинная, и в том числе она позволяет переходить через страдания к каким-то метафизическим вещам. То есть страдания – это не цель, а способ куда-то переместиться в какое-то иное состояние, иное пространство", – объясняет композитор Настасья Хрущева. В сочинении для контрабаса и фортепиано композитор предлагает на выбор: барочные способы страдания, руссконародные, также можно выбрать вариант "Страданий юного Вертера", отсылающих к сентиментальному роману Гете и опере Массне.

Сочинение создавалось и с учетом темперамента первой исполнительницы "Девяти способов страдать" Марии Магиевой. "Музыка Настасьи – это то, что тебя постоянно держит в концентрации. И вот все, что у тебя накипело, все, что у тебя наболело, – нужно просто порвать на себе рубаху и вот здесь себя полностью оставить и раскрыть, иначе просто эта музыка не прозвучит", – считает контрабасистка, художественный руководитель ансамбля im SPIEGEL Мария Магиева. В программе также "Половина собаки" для флейты, кларнета, виолончели и фортепиано – в этом сочинении композитор Антон Светличный создает музыкальный язык, вдохновляясь финской группой Pan Sonic – пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных Губайдулиной, Folk songs для голоса и семи инструментов Лучано Берио. "Это 11 песен – самых разных. Первые две – они американские, третья – это такая армянская колыбельная, дальше целый блок родных для Лучано Берио итальянских песен, причем они подразделены на разные регионы", – комментирует дирижер Федор Безносиков. Здесь каждое произведение – это изолированный мир композитора, говорят о программе этого вечера. Авторы, экспериментируя, исследуют материю звука, ищут новые смыслы и способы воплощения своих идей.