Валерии Гай Германике - да и да

11 марта 2015 17:39
До российского проката добрался один из самых ярких и провокационных фильмов года - "Да и да" Валерии Гай Германики. Картину, получившую награду летом на Московском международном фестивале, рекомендует кинообозреватель "Вестей FM" Антон Долин.

До российского проката добрался один из самых ярких и провокационных фильмов года - "Да и да" Валерии Гай Германики. Картину, получившую награду летом на Московском международном фестивале, рекомендует кинообозреватель "Вестей FM" Антон Долин.

Наверное, советовать такой фильм надо с определенной осторожностью: очевидно, что он не для каждого, не на любой вкус. Но нельзя ли сказать того же самого о любой фестивальной картине? А с Валерией Гай Германикой все сравнительно просто. Что она личность эпатажная, пальца в рот не клади, знают все, кто интересуется кино, как и об ее таланте. Не только дебютный "Все умрут, а я останусь", отмеченный дипломом даже в Каннах, но и два сериала - "Школа" и "Краткий курс счастливой жизни" - давно дали возможность познакомиться с ее энергичным и экспрессивным режиссерским стилем всем, кому это было интересно.

Если вас зацепили те работы, точно будет интересна и новая - "Да и да", фильм долгой и сложной судьбы, над которым режиссер вместе со сценаристом Александром Родионовым работала несколько лет, а потом больше полугода дожидалась возможного проката. Затормозили его не капризы дистрибьюторов, а новый закон о запрете нецензурной лексики, то бишь мата, которым только и разговаривают некоторые персонажи фильма: поначалу авторы решили вовсе не выпускать картину, а теперь все-таки передумали и заново переозвучили "Да и да". Конечно, картина многое потеряла, стала менее бешеной и безбашенной, более лирической и мягкой - но для кого-то это будет, вероятно, не потерей, а приобретением.

В любом случае, выдающееся визуальное решение - на зрение влюбленной героини будто накладывается постоянно меняющийся фильтр, и пространство фильма окрашивается в разные произвольные цвета, - а также совершенно бесстрашная игра двух молодых актеров, работавшей и раньше с Германикой Агнии Кузнецовой и Саши Горчилина, заслуживают внимания зрителя. А пуще того - сам тот факт, что обладающая незаслуженной репутацией нигилистки Германика сняла совершенно романтический фильм о том, как прекрасна и невозможна настоящая любовь. Чтобы доказать этот тезис, все средства хороши: здесь и странные повороты сюжета, и включение в него реальных персонажей артистической богемы, ведь герой по профессии - художник, тогда как героиня - учительница, и неожиданное переключение на жанр видеоклипа, в котором снайперски точно выбранное музыкальное сопровождение к картине, в частности группы "Пикник" и "Агата Кристи", звучат по-новому. Легко понять жюри ММКФ, которое, при всей консервативности этого старомодного смотра, решило наградить Германику "Серебряным Георгием" за лучшую режиссерскую работу. Таких, как она, в современном российском кино - единицы, и нельзя забывать, что тот бум женской режиссуры, который мы наблюдаем сегодня, начался именно с нее. Так что ее новому - как ни смешно, всего-то второму фильму, - да и да.