Настоящий русский режиссёр, он чувствовал и знал кино
18 мая под Петербургом скончался известный кинорежиссер Алексей Балабанов. Ему было 54 года. По словам близких, он упал в обморок, ему пытались оказать скорую помощь, но безуспешно. Автор культового фильма "Брат", Балабанов был известен и ценителям авторского кино, и поклонникам массовых лент. Об уникальном режиссере – обозреватель радио "Вести ФМ" Анна Кочарова.
Главный российский режиссер последних 20 лет – так говорят об Алексее Балабанове те, кто любил его фильмы, и те, кто его не принимал. Его работы вызывали диаметрально противоположную реакцию у публики. Но главное – они не оставляли людей равнодушными. В отличие от многих коллег по цеху, Балабанов не только точно снимал о том, что происходило в последние два десятилетия в России, он не боялся об этом снимать, не уходил от сложных вопросов, отмечает культуролог Даниил Дондурей:
"Он снимал точно и адекватно о смене времен в нашей стране, о смене жизни, о конце советского мировоззрения, целой цивилизации. Он был очень жесткий и точный, настоящий русский режиссер во всей своей сумасшедшей силе и непоколебимости. Он был очень честным".
Творческий путь Балабанова начался в 1991 году – с картины "Счастливые дни" по мотивам прозы Беккета. В 1994 году он выпустил экранизацию романа Кафки "Замок", за которую получил премию "Ника". Долгие годы режиссер искал свой авторский стиль. Но в тот момент, когда этот уникальный и сложный язык был выработан, Балабанов обратился к массовому кино. Вышедший в 1997 году фильм "Брат" стал первой и, может быть, единственной культовой картиной новой России, а образ Данилы Багрова, воплощенный на экране Сергеем Бодровым, – первым постсоветским мифом. Говорит режиссер и актер Никита Михалков:
"Я считаю, что Балабанов был выдающимся режиссером. Странным, неудобным, но с потрясающей внутренней стержневой структурой. И кинематографист был замечательный: он чувствовал, знал кино. Думаю, что многие зрители, которые, может быть, не знали его фамилию, но знали картину "Брат", тяжело вздохнут, узнав о том, что этого режиссера нет. Ушел замечательный, мощный, талантливый художник".
Балабанов предпочитал работать со своими сценариями. Это касается практически всех его фильмов, в том числе и "Груза 200", реакция на который была столь неоднозначной, что картину сняли с проката в некоторых городах. Балабанов был жестким на съемочной площадке, отмечает актер Дмитрий Дюжев:
"Его гениальность была еще и в том, что он "снимал кино" уже на этапе написания сценария картины. И когда он приходил на площадку, он уже подробно знал, как будет снимать, объяснял это съемочной группе, и все точно должны были выполнить его указания. Иначе он был не доволен, так как кто-то привносил свое. Он был довольно деспотичным режиссером, требующим точного выполнения задачи. И быть в его руках таким инструментов, артистом в его задумке – это было счастье".
Трагическая судьба постигла четверых актеров, которые снимались у Балабанова – они ушли из жизни в самом расцвете сил. По словам людей, знавших режиссера, Балабанова сильно подкосила гибель актрисы, которая снималась в фильме "Река". Картина так и не была закончена. В своей последней работе, которую режиссер почему-то и сам называл последним фильмом, в картине "Я тоже хочу" Алексей Балабанов впервые снялся, сыграв самого себя. Он появляется всего в одном эпизоде, произносит одну реплику и по сюжету умирает. Работа над этой картиной была завершена в прошлом году. И теперь, волею судьбы, она действительно станет его последней работой.