Боевые киноискусства

24 мая 2005 10:45
Для американских зрителей боевые искусства в кино - это, прежде всего, развлечение. Для продюсеров - бизнес. Для жителей Юго-Восточной Азии боевые искусства - это образ и смысл жизни.

Боевые искусства пришли в американское кино из Гонконга вместе с Брюсом Ли. До этого весь "экшн" на экранах США сводился к банальному мордобою. Брюс показал американцам новое искусство, и Голливуд сразу же попытался взять его на вооружение. Экранными героями стали Чак Норрис и Синтия Ротрок, обучавшиеся боевым искусствам в Гонконге. Со временем появились азиатские каскадеры и постановщики боев. И все же американские боевики продолжают отличаться от азиатских. Чтобы разобраться в этих отличиях, мы обратились к учителю Джеки Чана - Йенг Мун Квону - и другим экспертам.

Йенг Мун Квон (учитель боевых искусств): "Азиатское кино - это прежде всего кино с восточными единоборствами. Это комбинация всех боевых искусств - тэквондо, самозащиты и прочих других. Джеки Чан снялся во многих подобных фильмах. В таких лентах интересны не просто действия, а именно боевые искусства. И очень важна хореография".

Но дело не только в хореографии. Существует принципиально различный подход к постановке боевых сцен. Если на площадке американский режиссер говорит "бей осторожней", то гонконгский приказывает - "бей сильнее".

Йенг Мун Квон (учитель боевых искусств): "Многие американские режиссеры просят своих актеров не наносить сильные удары. Нужно бить несильно, они стараются беречь актеров. А для азиатов очень важны боевые искусства, комбинация актерского мастерства и боевого искусства. Они говорят: бей! И нужно бить, несмотря на боль".

Синтия Ротрок (актриса): "Между съемками в Америке и съемками в Гонконге - большая разница. Это правда, что в Гонконге хотят, чтобы ты по-настоящему наносил очень сильные удары, чтобы фильм получился реалистичным. И будешь бить снова и снова. А в Америке, наоборот, не хотят, чтобы ты сильно бил человека. Если у тебя один раз неплохо получилось, они остановятся на этом..." 

Филип Ли (продюсер): "Мне не важно, что скажут люди по поводу жанра - назовут фильм боевиком или чем-то еще, но это должен быть сильный фильм экшн с хорошей историей. В таком случае шансы на успех гораздо выше".

Но есть еще одно, возможно гораздо более важное, отличие. Для американских зрителей боевые искусства в кино - это, прежде всего, развлечение. Для продюсеров - бизнес. Для жителей Юго-Восточной Азии боевые искусства - это образ и смысл жизни.

Йенг Мун Квон (учитель боевых искусств): "В гонконгских фильмах очень важна дисциплина и философия. Каждый элемент боя несет в себе азиатскую восточную философию. Ее изучают все. Но освоить восточные боевые искусства ты сможешь, только подчиняясь строгой дисциплине".

Синтия Ротрок (актриса): "Одна из философских идей, на которую меня вдохновили боевые искусства, - это не мириться с  поражением. Все равно рано или поздно мы терпим поражение в чем-то, но боевые искусства научили меня вставать на ноги и не говорить: я не могу".
 
Вот здесь то, видимо, и зарыта собака. Может быть, именно поэтому ушли в прошлое Чак Норрис и Ван Дамм, герои "Убить Билла" и "Матриц" ездят учиться в Гонконг, а зрители ходят смотреть "Дом летающих кинжалов" и "Героя".

По материалам программы "Синемания"