Импортозамещение Башметом и Шнуровым
После первых двух туров испытания у конкурсантов "Новой волны" выдалось несколько дней отдыха (напомним, что с минимальным отрывом лидирует представитель Хорватии Дамир Кедзо, ближайшими соперниками которого стали Милеин Фернандез из Индонезии и Адеми из Казахстана). Зато у профессиональных музыкантов настали самые ответственные дни – дни мега-концертов. Из тех, что никогда не доводилось видеть поклонникам этого конкурса популярной музыки.
Тон – популяризаторский, но, несомненно, культурный и атмосферный - концертным программам задали режиссер Никита Михалков и альтист Юрий Башмет. Понятно, что единственным существительным, отражающим их специальности, невозможно определить все звания, должности, навыки и таланты этого дуэта, тем не менее, на сей раз ограничимся этим. Никита Сергеевич взял на себя роль конферансье вечера классической музыки. Юрий Башмет концертировал, а также дирижировал камерным оркестром "Солисты Москвы".
Михалков сразу обозначил: с Башметом "они знакомы уже 40 лет", что незамедлительно сказалось на результате – концерт приобрел теплый оттенок семейного вечера в приморской усадьбе. А давнишнее приятельство стало идеальным подспорьем в разыгрываемых ими скетчах, наполненных воспоминаниями, шутками, классическими артистическими байками. Первым, по праву ведущего, заговорил Никита Сергеевич. Он уже выступал на "Новой волне" с песней из кинофильма "Бесприданница", теперь же ему пришлось управлять проведением вечера: "Когда меня выпустили после дуэта Рамазотти и Анни Лорак, я подумал, что это такой вариант импортозамещения"…
И все же самое важное сказал не он. "Новая волна" принципиально выходит за рамки привычного формата. И так теперь будет каждый год", - емко сформулировал главную мысль теперь уже сочинского конкурса Юрий Башмет. И это разговор не о том, как раньше было все плохо, а теперь обязательно будет хорошо. Будет так же, но одновременно иначе. Поэтому внезапно за дирижерским пультом вместо Башмета оказался Михалков. Сам же Юрий Иосифович подобрал для концерта оркестра не только классические номера, но и музыку Игоря Крутого. Еще одно чудо: выступавшие в этот вечер Лариса Долина и Валерия исполняли классические номера, такие как AveMariaв сопровождении оркестра. А замечательная оперная певица Анна Нетребко вместе со своим будущим мужем, тенором Юзифом Эйвазовым, пели не только итальянские народные песни, но и специально для них написанные композиции Игоря Крутого.
Следующий день оказался другим, но не менее знаковым для "Новой волны". Концерт условно был поделен на две части. В первой традиционно выступали любимые популярные артисты. Последней из них на сцену вышла "Дискотека авария", вызвавшая из-за сцены группу "Ленинград". Зал поделился на неравные части. Некоторые встали и ушли уже на первой песне, злобно бурча "как такое могли пропустить". Остальные, судя по восторженному приему, были в курсе содержания текстов лидера группы Сергея Шнурова (Шнура). А также их смысловой нагрузки. Придется признать – никаких уступок аудитории Шнур делать не собирался. Да аудитория и не просила его об этом. Больше того, Алла Пугачева лично, прямо со сцены (еще в первом действии спектакля под названием "Торжество Шнура") пообещала, что дождется выхода группировки и будет веселиться вместе со всеми. Что она и сделала: веселье началось еще за кулисами, когда Шнуров прибежал к Примадонне, чтобы лично засвидетельствовать свое почтение и передать видеопривет их общей знакомой. А уж когда группа вышла на сцену, практически на каждом номере Алла Борисовна вместе с сидящим рядом с ней Олегом Газмановым лихо отплясывали под жесткие, нонконформистские тексты "Ленинграда".
Еще один сюрприз: нам удалось пообщаться с Сергеем Шнуровым перед его выступлением
- Сергей, многие были удивлены вашим согласием выступать на одной сцене с популярными артистами.
- Группа "Ленинград" всегда была исключением из общего правила. В рок-тусовке мы смотримся чем-то из ряда вон выходящим, здесь – точно так же. Поэтому нам без разницы, где, с кем и перед кем выступать.
- Может, у вас сложились особые отношения с Игорем Крутым?
- Никаких отношений. Игорь Крутой позвонил мне и спросил, смогу ли я выступить. Я подумал – почему нет? И согласился.
- Анна Нетребко вчера исполняла песни Игоря Крутого. Вы готовы к подобному шагу?
- А я не знаю его песен. Я очень плохо ориентируюсь в этом всем. Элвиса Пресли знаю, знаю, какие он исполнял песни. Но он сам их не писал. А этих не знаю.
- Например, "Мадонна".
- "Мадонна" – шикарная песня. Мне все такие песни нравятся, потому что я поп-музыку воспринимаю как настоящий глобальный пост-панк. А люди! Алла Пугачева – это нечто мощное и вечное, и авторитетнее ее никого нет на русской эстраде. Так что подходить к этому надо как к мощнейшему культурному явлению. Я думаю, что любой иностранец, когда это видит, он думает, что мы – россияне – впереди планеты всей.
- Может, нам стоит ждать вашего дуэта с Аллой Борисовной?
- Нет. Я плохо пою.
- Будут ли сегодня исполнены песни, способные вызвать оторопь у представителей Министерства культуры или у министра?
- Понятия не имею, какие из моих песен вызывают оторопь у представителей Министерства культуры. Кстати, сами они никакой оторопи у меня не вызывают. Я даже не знаю, где оно находится.
- Вчера Юрий Башмет сказал, что с вашим концертом и концертом классической музыки у "Новой волны" появился новый формат.
- Башмету стоит верить. Мировая культура очевидно движется к объединению - это общая тенденция. Синкретизм должен присутствовать во всем. Если на «Формуле-1» будут бегать клоуны и факиры, я не удивлюсь. Это нормально.
- Несколько лет назад вы сказали, что новой поп-музыки практически не появляется. Что-то изменилось за последнее время?
- Не могу сказать, что я внимательно слежу за тем, что происходит. Но какие-то песни появились. Уровень российской эстрады заметно вырос, качество сведения стало лучше. Исполнители стали профессиональнее. Я уж не говорю про танцы или шоу. Петь только не о чем, а так – все стало лучше. Но это в любой музыке так.
- Вы готовы не исполнять сегодня на площадке, с которой концерт транслируется на всю страну, какие-то из ваших песен? Ведь за ненормативную лексику штрафуют.
- Как законопослушный гражданин я готов уплатить штраф.
- Ходят слухи, что в жизни вы респектабельный, в меру выпивающий семьянин. Что тот Шнур, которого мы видим на сцене, – это специально придуманный образ.
- Не забывайте, что я – артист. Сцена всегда являлась сценой. Она не случайно была придумана и построена, а чтобы с нее что-то можно было показать. Если бы человек всегда себя вел, как на сцене, тогда зачем артистам туда выходить и что-то представлять?
Мария Свешникова, Russia.tv