Создатели сериала о съемках

04 октября 2016 14:31
Кадр из сериала "Челночницы"
Кадр из сериала "Челночницы"
Кадр из сериала "Челоночницы"
Кадр из сериала "Челоночницы"
Кадр из сериала "Челоночницы"
Кадр из сериала "Челночницы"
Кадр из сериала "Челоночницы"
Кадр из сериала "Челоночницы"
Кадр из сериала "Челоночницы"
Кадр из сериала "Челоночницы"
Кадр из сериала "Челоночницы"
Кадр из сериала "Челоночницы"
Режиссер, автор сценария, художник-постановщик и одна из актрис рассказали о съемках сериала "Челночницы" и поделились своими воспоминаниями о 90-х.

Зоя Кудря (автор сценария):

- Я взялась за этот сценарий с большим удовольствием: серьезная драматичная история, большая социальная тема. Хотелось поставить памятник нашим женщинам, спасшим страну. Да, я сама жила в это время, но никуда за товаром не ездила, потому что меня стопроцентно обобрали бы, был случай в этом убедиться. Но я с восхищением следила за моими друзьями, которые ездили челноками в разные страны – и в Турцию, и в Китай, и в Австрию. Везде было одно и то же: проверки на таможнях, тюки с товаром, дань приходилось платить. Им жгли палатки. А поставить новую стоило полторы тысячи долларов – безумные деньги по тем временам. И разорялись, и снова ездили, чтобы уже заплатить долги… Очень тяжелый бизнес. Я много разговаривала с теми, кто начинал свое дело простым челноком… Женщины вытащили все на себе. Тогда говорили, что челночников, как снайперов, можно узнать по шрамам на плечах. У снайперов – от приклада, а у наших женщин – от невыносимо тяжелых тюков.

Мужчины замыкались в себе, пили, впадали в депрессию, иногда уходили в религию. А женщины ездили и торговали, бегали от бандитов, отбивались от рэкета. Весь удар на себя приняли… Я своих героинь люблю и жалею – родными стали, веришь в них абсолютно.

Что касается выбора актрис – я сразу была просто счастлива, что Зою играет Ира Розанова. Мне так и говорили, что роль прямо на нее написана. И Светлана Иванова – просто вылитая балерина Элла!

Юлия Краснова (режиссер-постановщик):

- Когда мы начали снимать, то поняли, что это очень тяжело – приходилось постоянно следить за тем, что попадает в кадр, выбирать фоны, чтобы не нарушить историческую достоверность. Я уж не говорю про мобильные телефоны, которых тогда не было. Мы старались максимально воссоздать то время, зацепить какие-то детали, даже кубик Рубика есть в кадре.

Клетчатые сумки и скотч сопровождали нас на съемках постоянно, это был самый расходуемый материал. Они очень сильно рвутся, кстати, эти челночные сумки. При подготовке к сериалу женщина-консультант рассказала нам, что руки у челночниц были постоянно порезаны скотчем, а мы не понимали – почему. Но когда стали снимать, и нам пришлось самим "скотчевать", заворачивать, утягивать все, утрамбовывать, чтобы вошло больше товара, тут мы и поняли, как скотч режет руки. Нам было необходимо все это делать, чтобы не врать в деталях, мы должны были понять, как это происходило…

Настоящий герой – тот, чья история цепляет, чья судьба интересна. А здесь безумно интересна история каждого. Наша главная героиня – Ольга, она учительница, она столкнулась с проблемой – заболел ребенок, нужны деньги на лекарства. И ей предлагают поработать челночницей. Конечно, она соглашается. А дальше-то уже – как паутина! Выбраться из этого бизнеса практически невозможно. В сериале есть момент, когда она первый раз приходит на рынок, и ей нужно начать торговать. Как это трудно – произнести первое слово, будто влезть в чужую кожу…

У нас в сериале – огромное количество пожаров, автомобильных и авиакатастроф, но дело ведь не в этих спецэффектах – дело в людях. Я думаю, каждый, посмотрев нашу историю, что-то вынесет для себя, что-то запомнит – или напомнит себе о том времени, о котором мы снимаем кино. Для одних это будет вспышка ностальгии, для других – страница истории. Мы вспомним тех, кто боролся, выживал, бросался на амбразуру – в войне за существование. А те, кто не знают про то время, пусть посмотрят.

Ольга Цыба (художник-постановщик):

- На сериале "Челночницы" в разные периоды работали разные художники-постановщики, но все мы решали одну задачу – воссоздать настроение 90-х. Это было безумное абсурдистское время – сейчас все по сравнению с ним такое аккуратненькое, причесанное… А тогда были не города, а свалки – буйство рекламы, растяжки над улицей, "зазывалки", "комки". И надо было передать этот дух времени! Мы искали или изготавливали сами киоски старого образца, скамейки, газированные автоматы. На самом деле, 90-е ушли настолько, что это трудно даже представить. Кажется, все это было совсем недавно, но не осталось практически ничего. Нет больше таких интерьеров, нет таких улиц. Посмотрите сами: любой дом уже изменил облик – проводка другая, батареи другие, пластиковые окна. И на улицах почти не осталось следов того времени: банкоматы, которых не было, повсюду другие бордюры, другая дорожная разметка, на всех зданиях – кондиционеры. В общем, стоит присмотреться – и понимаешь, что мы уже в совершенно в другой стране. А той, прежней, уже нет. Конечно, особенно это заметно в Москве. Поэтому, натуру для съемок рынка нам пришлось искать в Ростове-на-Дону. Рынок "Темерник" более-менее сохранился, но и там надо было бдительно убирать из кадра все приметы XXI века… Когда нам понадобилось использовать в кадре афиши музыкальных групп того времени, пришлось покупать права у музыкантов. Очень трудоемкой оказалась съемка в аэропорту – самый сохранившийся с тех пор – аэропорт Шереметьево, терминал Б. Но для кадра пришлось откатывать тяжелые бетонные столбики современного ограждения, один за другим. И потом ставить обратно... В общем, воссоздание духа времени – процесс нелегкий. Но оно того стоит.

Светлана Иванова (актриса):

- Я сама в 90-е годы была маленькой. У страны был переходный период, и у меня был переходный период – я пошла в школу, у меня родилась сестра… Помню один момент, это был, наверное, год 91-й: мама меня забрала из детского сада, мы зашли в магазин – и там не было ничего! Вообще. Помню еще – по телевизору шла реклама женских костюмов "Том Клайм", и это было что-то невероятно яркое и красивое. Женщина об этом могла только мечтать – вот моя героиня одета примерно в такие костюмы. Я поняла, что это было такой мечтой 90-х… Я люблю слушать песни тех лет. Когда мы с Леной Пановой и Машей Порошиной ехали на съемочную площадку, мы просили водителя включать радио с этими песнями – для настроения. На съемочной площадке у нас было очень красиво. Понятно, что время было непростое – чумазое, непонятное, но при этом все равно нам было радостно. Конечно, мы хохотали, потому что, когда тебе красят губы перламутровой помадой с коричневым контуром, это абсолютно не вяжется с твоим нынешним ощущением прекрасного, но ничего не поделаешь! Такой была мода того времени. Мне кажется, наш сериал – гимн женской силе, мудрости, бесстрашию, и – отчаянности. Потому что только в отчаянии можно так рисковать и так много поставить на кон. Именно женщины стали символом этой эпохи перемен. Они не побоялись что-то поменять в своей жизни и жизни страны. Я думаю, наш фильм будет интересен людям, которые ностальгируют по 90-м, и тем, кто ненавидит эти годы, и тем, кто ничего про это время не понимает – как моя сестра, которая как раз тогда и родилась. Он будет интересен и непосредственным участникам событий, и тем, кто просто приходил на рынок купить себе новые ботинки, но не знал, что там происходит...