Премьера на "России": кто скрывался под маской "Демона революции"

17 октября 2017 14:35
Кадр из сериала "Демон революции"
Кадр из сериала "Демон революции"
Кадр из сериала "Демон революции"
Кадр из сериала "Демон революции"
Кадр из сериала "Демон революции"
5 ноября на телеканале "Россия" состоится премьера восьмисерийного сериала кинорежиссера Владимира Хотиненко "Демон революции", снятого к 100-летию событий, которые кардинальным образом повлияли на ход отечественной истории. Главную роль — Александра Парвуса — сыграл известный российский актер и режиссер Федор Бондарчук.

5 ноября на телеканале "Россия" состоится премьера восьмисерийного сериала кинорежиссера Владимира Хотиненко "Демон революции", снятого к 100-летию событий, которые кардинальным образом повлияли на ход отечественной истории. Главную роль – Александра Парвуса – сыграл известный российский актер и режиссер Федор Бондарчук.

1915 год. В Европе происходят грандиозные сражения Первой мировой войны. Герой Бондарчука направляет через немецкого посла в Турции Ханса фон Вангенгейма правительству кайзеровской Германии подробный 20-страничный план революции в России, которая подорвет позиции царского режима. Предложения принимаются, а сам он получает солидную сумму денег.

Кто же он, Александр Львович Парвус? Это псевдоним Израиля Лазаревича Гельфанда, уроженца Одессы, которого современники называли "кукловодом революции". Эмигрировавший в конце ХIХ века в Европу, Парвус (будем называть его этим именем), быстро стал влиятельным деятелем российского и германского социал-демократического движения.

Его считал своим учителем создатель Красной Армии Лев Троцкий, от которого он позаимствовал идею "перманентной революции". Его пламенными статьями зачитывался еще в шушенской ссылке Владимир Ульянов.

Уже в эмиграции Ленин издавал легендарную марксистскую газету "Искра" при помощи Парвуса, которая нелегально печаталась на его квартире в Мюнхене. Именно последний познакомил будущего вождя мирового пролетариата со многими известными европейскими социалистами, например, с Розой Люксембург.

При этом Троцкий отмечал, что в Парвусе всегда было что-то сумасбродное и ненадежное. "Помимо всего прочего этот революционер был одержим совершенно неожиданной мечтой: разбогатеть. И эту мечту он в те годы тоже связывал со своей социально-революционной концепцией", – вспоминал позднее бывший председатель Реввоенсовета РСФСР.

То, что Александр Львович был не чист на руку, знали многие. Его постоянно сопровождали скандалы денежного характера. Так, будучи в Германии литературным агентом Максима Горького, он способствовал постановке его пьесы "На дне", которая обошла все местные театры и только в одном Берлине была поставлена более 500 раз. Однако свои гонорары Горький так и не увидел.

Не получили от Парвуса причитающихся сумм и в Российской социал-демократической рабочей партии. Третейский суд, который в 1908 году рассматривал жалобу Горького под руководством таких известных марксистов, как Август Бебель, Карл Каутский и Клара Цеткин, постановил исключить Парвуса из социал-демократических рядов.

По некоторым данным, все деньги любвеобильный Александр Львович спустил на некую красивую барышню, вместе с которой совершил романтическое путешествие на один из средиземноморских курортов.

При этом Парвус, обладая аналитическим умом, был весьма неглупым человеком. Так, в начале Русско-японской войны 1904-1905 годах, он предсказал поражение империи Николая II и последующую за этим революцию, которая и произошла в 1905-1907 годах.

Одним из ее активных участников стал и сам Александр Львович, прибывший в Петербург. Вскоре он был арестован, предстал перед судом, приговорен к ссылке в глухой Туруханский край, после чего подпоил в дороге конвой и бежал в Европу.

Разочаровавшись в русской революции, он обратил свое внимание на Балканы и Ближний Восток, поселившись в Османской империи, где в 1908 году произошла младотурецкая революция, в результате которой султан был свергнут, и произошло восстановление конституции. Парвус стал финансовым советником младотурок и начал сколачивать свое состояние на различных сделках.

Помимо этого он продолжал активно печататься в левой печати, являя собой тип яркого публициста социал-демократического направления.

С начала Первой мировой Парвус занял отчетливо прогерманскую позицию, рассматривая начавшуюся войну как отличный шанс разрушить ненавистный ему режим в России. Именно тогда он предложил свои соображения на этот счет немецкому правительству и, в конечном счете, германскому Генштабу.

В них среди прочего предлагалось начать массовую политическую забастовку под лозунгом "Свобода и мир", которая парализует железнодорожную сеть, а для верности взрывать мосты, в том числе, в Сибири; готовить восстание на Черноморском флоте; поджечь нефтяные скважины в Баку; пообещать Украине независимость; объявить на Кавказе газават царскому режиму; начать агитацию в США среди русскоязычных социал-демократов; поддержать революционные элементы в Российской империи.

"Объединенные армии и революционное движение в России свергнут этот оплот политической реакции в Европе, разгромят эту чудовищную политическую централизацию, которую представляет собой царская империя и которая, пока она существует, будет угрозой всему миру", – констатировал автор меморандума.

В Германии к его плану отнеслись благосклонно, и в итоге финансовое состояние Парвуса еще более увеличилось. Главную роль "торпеды" в бок Российской империи он прозорливо отвел большевикам, которые тогда еще не были влиятельной политической силой.

Однако его закулисные игры не остались без внимания социал-демократов разных стран. При этом одни считали Парвуса германским агентом, другие российским, а третьи и вовсе – турецким.

После возвращения из Турции в Германию Парвус попытался встретиться с былыми соратниками, однако и Ленин, и Троцкий, и Люксембург назвали его предателем революции и уклонились от общения. Большевики, конечно, желали поражения царской России в мировой войне, но в их планы не входила победа кайзеровской Германии.

Тем не менее, от услуг Парвуса они не отказывались. Так, основанная им в Копенгагене в 1915 году импортно-экспортная компания исправно поставляла в Россию необходимые революционерам товары, иногда контрабандным путем.

В правительстве Германии тоже были недовольны Парвусом – обещанная им на начало 1916 года революция обернулась лишь стачечным движением, правда, очень мощным. Тем не менее, в Берлине к нему прислушивались.

После Февральской революции и отречения Николая II Ленин рвется в Россию. Но как туда попасть из нейтральной Швейцарии через охваченную войной Европу? Парвус быстро объясняет германским представителям, как важен срочный приезд на родину Владимира Ульянова, который ратует за мир. Немцы не против, но сам Ленин не хочет, чтобы поездка оплачивалась кайзеровским правительством.

Соратники Ильича подозревают подвох со стороны немцев, но он парирует: "Если германские капиталисты настолько глупы, чтобы доставить нас в Россию, то они роют себе тем самым могилу. Я принимаю предложение – я еду". Билеты оплачивает Парвус, и русские революционеры в опломбированном вагоне, из которого им запрещено выходить, отправляются в Стокгольм.

Уинстон Черчилль иронично назвал данное путешествие так: "Ленин перевезен в Россию как палочка чумы". Он не знал, что вскоре "болезнь" перекинется и на ту страну, которая выпустила "вирус" на свободу – на саму Германию.

Несмотря на то, что по приезде в Стокгольм Ленин категорически отказался с ним встретиться, стараниями Парвуса на Финляндском вокзале Петрограда Ильичу была организована торжественная встреча, позднее вошедшая в ряд советских фильмов и картин и ставшая хрестоматийной – с ликующей толпой и выступлением с броневика.

Летом 1917 года с помощью военной контрразведки в печати большевиков обвинили в связях с германским Генеральным штабом, приведя в качестве аргумента экспортно-импортную компанию Парвуса. В ответ тот заявил, что всегда всемерно поддерживал и будет поддерживать российское социалистическое движение, но денег ни Ленину, ни другим большевикам не давал. Широкая общественность ему не поверила.

После Октябрьской революции Парвус ждет от Ленина, как главы нового государства, приглашения войти в свое правительство. Александр Львович хотел бы заниматься любимым делом – финансами. Но тщетно. Его считают слишком скомпрометированным.

Проваливается и намерение министерства иностранных дел Германии включить Парвуса – в качестве представителя от немецких социал-демократов – в состав делегации на переговорах о мире с Россией.

Ему запрещен въезд в страну как человеку, который, по выражению Ленина, пытался делать "революцию грязными руками".

Разочаровавшись в социал-демократическом движении, Парвус переключился на коммерческую деятельность, став преуспевающим бизнесменом. 12 декабря 1924 года в возрасте 57 лет он скончался в Берлине от кровоизлияния в мозг, всего лишь на несколько месяцев пережив Владимира Ильича.

После смерти его немалое состояние таинственным образом исчезло, как все бумаги и личный архив.

Старший сын Евгений Гнедин в гражданскую войну воевал в партизанском отряде против белых, а после стал советским дипломатом. Был арестован в 1939 году, подвергался пыткам в кабинете Берии, но так и не дал ложных показаний на известного дипломата Максима Литвинова.

Был приговорен к 10 годам заключения с последующей ссылкой, а после смерти Сталина реабилитирован. Занялся правозащитной деятельностью, дружил с академиком Андреем Сахаровым и скончался в возрасте 83 лет в Москве.

Его младший сводный брат Лев Гельфанд тоже воевал на стороне красных в гражданскую, затем работал в ОГПУ, служил дипломатом, а летом 1940 года бежал из Италии в США, где стал предпринимателем.

Смотрите сериал на телеканале "Россия" с 5 ноября!

Вести.Ru