Пятнадцать минут ТелеИслама
- Этот тележурнал пришел на смену программе "Тысяча и один день", - рассказывает начальник Студии общественно-политического вещания Государственного Телевидения России Анна Михайловна Виноградова. - Если раньше мы брали готовый телепродукт, созданный компанией АСТ, и он носил академически-проповеднический характер, что было малоактуально и несовременно по форме, то в декабре 2001 года мы решили создать собственную команду. Ее задача - рассказать и для 20 миллионов мусульман нашей страны и для их соседей об Исламе. Причем, не через сухое слово, но через живую картинку-портрет конкретного человека. В 15 минут эфира вмещается три-четыре сюжета, плюс комментарии ведущей.
В рабочую комнату "Мусульман" я попал в день, особо дорогой для каждого из нас - 6 июня, день рождения Пушкина... Проходил сквозь проходную телецентра на Шаболовке и повторял про себя его строки: "Люби людей и мой Коран дрожащей твари проповедуй!" Оказалось, что меня ждали чай и кусочек торта - праздновали, правда, другой день рождения. 4 июня родилась Динара Садретдинова - лицо и улыбка ТелеИслама. Я знал, что она - выпускница нашего театрального Олимпа - ГИТИСа и, естественно, хотел сразу узнать: как это мусульманка может работать актрисой в наши времена и в нашем театре, мягко говоря, далеком от Ислама... и как Динара попала на ТВ.
- Мусульмане знают, что нередко в жизни материализуются ваши давние мысли, если они угодны Богу и вдохновлены им. Так вот, я сама теперь удивляюсь, но помню, что с детства мечтала стать телеведущей. Возможно ли было думать в советские времена о телероли в исламе? Конечно же, нет. Поэтому я просто со школы занималась в театральных студиях, пела, а потом поступила и окончила ГИТИС, факультет музыкального театра. На дипломе я пела и фольклор, и классику, и оперу - на разных языках, в том числе, и мои любимые татарские народные песни. Но уже на последнем курсе я изменила образ жизни, превратившись постепенно из человека ищущего в соблюдающую мусульманку. Естественно, это сразу лишило меня - внутренне, по совести - перспектив современного театра. Эти миры несовместимы. В то время я уже получила вкус к сцене - выступала и в Учебном Театре и на многих столичных сценах... Но, удивительно; стоило мне "потерять театр", как меня пригласили сначала ведущей в телепроект "Мир Ислама" на АСТ-Прометей, а вскоре как он исчез из-за нехватки денег - уже на государственный канал. Альхамдульилля! Слава Всевышнему! Мои детские грезы сбылись... они оказались предвидением.
- А что же так повлияло на Вас, что из актрисы-певицы вдруг вышла строгая мусульманка?
- Мои родители всегда несли в душе веру. Они побывали в Хадже и вернулись оттуда с удивительно просветленными лицами. Но никогда нам с сестрой они не "давили на психику", навязывая веру или обряды. Сначала созрела Найдя: она как филолог захотела выучить арабский и пошла в медресе при Московской Соборной мечети. Начав в 1991 с языка, пошла вглубь - и ее живой пример произвел на меня решающее воздействие.
- Люди со стороны, наверно, говорят - вы девушки такие молодые, одели теперь эти платки, зачем вы губите свою молодость в исламе?
- Да, даже в татарской среде есть такая присказка: "вот выйду на пенсию - начну молиться". Это означает, что человек не может никак выстроить свою жизнь, что он еще не полюбил Аллаха. Для меня нет таких вопросов, о которых Вы говорите - я счастлива и это счастье от Господа! А относительно платка - мы сначала обсуждали, в какой одежде должна быть ведущая, предлагались варианты и с открытой головой, и с платком, завязанным сзади. Но все-таки выбрали самый классический вариант – хиджаб.
- Кроме того, что Вы появляетесь как телегурия и объявляете следующий сюжет, в чем заключается Ваш вклад в общую работу?
В наш разговор вмешивается руководитель программы Василий Иванович Антипов, человек с весомым тележурналистским опытом:
- Динара для нас - это подарок судьбы. Мы нашли ее в общем-то случайно в первые же дни, когда вместе с режиссером Еленой Ивановной Коршак отправились искать поддержки и консультантов в Соборную мечеть. Елена Ивановна зашла к Муфтию, но шейха Равиля Гайнутдина не оказалось на месте, она поднялась в кабинет Али Вячеслава Полосина - а там сидела сестра Динары, которая нас и познакомила. Могли ли мы мечтать о ведущей, которая одновременно была бы профессионалом в сценическом искусстве, и верующей! Я ведь тоже - выпускник ГИТИСа, правда - как режиссер. Сегодня Динара очень помогает нам прежде всего тем, что - единственная в коллективе - переживает Ислам изнутри. Мы обсуждаем новые идеи с ней, готовим и редактируем тексты.
- А как Вы сами вдруг вышли на исламскую тему?
- Вовсе не вдруг. Многие годы я работал на Кавказе и был свидетелем того, как многие мирные районы превращались в "горячие точки" - в Ингушетии, Чечне, Азербайджане. Тогда я готовил политические и социальные программы, но не мог не изучать обычаи и верования людей, о которых снимал фильмы. Я узнал и полюбил многие исламские традиции разных народов (ислам ведь у каждого народа воплощается по-разному!). Я знаю многих прекрасных людей. Но в эти районы завозили оружие и искусственно провоцировали конфликты, прежде всего этнические и экономические. Увы, я убедился - люди, берущие в руки оружие, теряют свою культуру. И это ужасно. К примеру, как у такого малого по численности народа, как вайнахи, вдруг появилось несколько взаимоисключающих исторических концепций... и они разделили народ? И лишний раз, видя несчастья Кавказа, убеждаешься, насколько идея, философия ислама - прекрасна и гуманна. И насколько несоблюдение древних традиций и обрядов, потеря культуры - трагичны. Тогда же мне захотелось поработать над сюжетами этнического плана - рассказать о богатстве и многообразии народов, их обычаев, верований, искусства.
- Кто из телегероев оказался Вам ближе всех и симпатичнее?
- Мне интересны и дороги все. И все-таки особо выделил бы казанского художника-каллиграфа Владимира Попова, переводчика Корана на карельский язык из Петрозаводска Дениса Гачкина, спортсмена Руслана Нигматуллина. И еще я знаю тех, о ком передачи только готовятся - это мой секрет и раскрывать его я пока не стану. Вся жизнь впереди!
- К сожалению, большая часть масс-медиа России потрудилась над созданием определенного стереотипа мусульманина как "головореза с зеленой повязкой на лбу"...
- Знаете, вот я на днях садилась в авто, - говорит Динара, - так водитель сразу опознал во мне мусульманку и его первый же вопрос: "почему у вас в исламе так легко убивают людей?" Да, пресса буквально приучила многих к такому образу, но ведь это неправда.
- Посмотрите, сколько боевиков-бандитов на том же Кавказе - ну около трех тысяч. А вообще мусульман России - 20 миллионов, а то и больше за счет мигрантов и гостей. Так правильно ли судить о такой массе людей по отморозкам, которые, увы, есть у любого народа и в любой религии? Мы хотим рассказать именно правду - о большинстве, а не о криминальном эксклюзиве. Причем, обзоры пока делались по, так сказать, "немусульманским регионам", к примеру, без Казани, Уфы, Дагестана. Это свидетельствует об особом интересе зрителей-немусульман: извините, но все теперь, после 11 сентября в США и из-за Чечни, хотят разобраться - "что же такое ислам?"
О том, как достигают своей профессиональной цели сотрудники программы "Мусульмане", мне рассказал Георгий Валентинович Яковлев - редактор с огромным опытом, полученным еще на Радиоиновещании, в Гостелерадио, Телерадиокомпании "Мир" и на ОРТ :
- Василий Иванович буквально оторвал меня от пенсионного "сладкого ничегонеделанья", и я ему за это очень благодарен. Никогда ранее я так близко не знакомился с миром Ислама, а ведь мой дедушка Георгий Максимович был православным священником в Воронежской губернии и я не сразу решился принять участие в такой работе. Теперь я вижу, сколько общего между православием и исламом. Извините, это мое личное. А профессионально мы, конечно, пользуемся и мастерством наших московских корреспондентов - наша опора Алена Жаровская - и услугами корреспондентов из разных городов России и СНГ. Оказалось, что на местах, в телестудиях есть журналисты-мусульмане, которые с удовольствием берутся за наши задания. Хочу назвать Абдуллу Алишаева, который ведет мусульманскую программу на ТВ Дагестана "Мир дому твоему", Алия Кудаева из Адыгеи, Наилю Любченко из Самары, Ерлана Акчалова из Алма-Аты. Это первые мусульмане-тележурналисты нашего времени. А с нами работают в Москве замечательные спецкорреспондент Андрей Журанков, оператор Виталий Дуплич, администратор Татьяна Коновалова.
- Но почему в Вашей программе все сюжеты такие благостные, а герои - без тени упрека? Разве в жизни так бывает?
- Такое же замечание делает мне жена - "у вас все такое одноцветно-розовое". Но ведь мы не придумываем сами наших телегероев - это реальные люди. Однако, обсуждать трудности, конфликты, без которых нет полноты жизни мы пока не можем - по соображениям жанра тележурнала. Если у нас появится дополнительное время, мы можем завести рубрику "Новости", приглашать "гостя в студию" - эксперта, или даже двух оппонентов. Вообще же и наша команда, и сама передача еще в процессе становления и мы прежде всего сами учимся... осторожно, стараемся не обидеть, не задеть... но делаем неизбежно какие-то ошибки... растем, одним словом.
- А что на Вас наибольшее впечатление произвело среди сюжетов?
- Пожалуй, прямое обращение к родителям, с которым появилась на экране одна заключенная Можайской колонии - она сказала: "Дорогие родители, простите, вы потеряли меня и не знаете, жива ли я. А попала я в тюрьму как наркокурьер, денег не было жить!" И, представьте, родители в Средней Азии услышали ее - приехали в Подмосковье.
...Вот такие разговоры вел я в Пушкинский день на Шаболовке. "Глаголом жги сердца людей" - сказал поэт о библейском Пророке, но - как мне показалось - еще и о тех, кто снимает сегодня ТВ. Ведь если раньше человек имел возможность словом своим исцелить или отравить малое число собеседников - то благодаря технике 21 века мы можем делать то же самое, но с миллионами людей. Исцелять - или отравлять, вот в чем вопрос! Смотрите "Мусульман" на телеканале "Россия" - и вы сами получите ответ.
Сергей Маркус, "Все об исламе"