Для тех, кто выжил в 90-е

04 мая 2005 11:50
Известный продюсер и глава компании СТВ Сергей Сельянов рассказал в эксклюзивном интервью о съемках фильма режиссера Алексея Балабанова "Жмурки".

Эксклюзивное интервью продюсера картины "Жмурки" и главы компании СТВ Сергея Сельянова.

- Про что Балабанов снял фильм?

- Про 90-е годы, которые уже стали историей, почти как шестидесятые. Пришло время оглянуться. Балабанов сделал это с большой долей иронии. Этот фильм - немножко игра, герои такие простые, как фишки на доске. Их поведение в значительной степени предсказуемо. И не только потому, что режиссер пародирует штампы криминального жанра. Жизнь менялась на глазах, ценности девальвировались, люди просто не знали как себя вести, они искали новые ориентиры, новые модели поведения. Бандиты на полном серьезе могли строить свою жизнь подражая героям Тарантино. Но при этом получалось как-то по-домашнему, такой гамбургер из придорожной азербайджанской закусочной. И когда Саймон крутит в руках свои "стволы", очень понятно, где он такого насмотрелся. Другое дело, что наивный русский бандит, еще не понял, что сделать это "по-голливудски" он никогда не сможет, как никогда и никакой нормальный спортсмен не будет махать ногами как Ван Дамм или Брюс Ли.

Актеры очень точно уловили эту интонацию, и с удовольствием примерили предложенные маски. Наверное, было что вспомнить. Кстати, город, в котором снималась картина - Нижний Новгород тоже на время стал областным центром 90-х годов. С улиц пришлось убрать почти все иномарки. От примет нового времени остался один "МакДональдс". Тоже, собственно, маячок, намекающий на прошедшее десятилетие.

- Большое видится на расстоянии. Прошло не так много времени, не успели сложиться мифы и легенды. Удалось ли передать дух эпохи?

- В эпоху перемен время течет по-другому, тот же отрезок времени вмещает в себя гораздо больше событий. Год смело можно считать за три. Те, кто еще вчера грабил на большой дороге, сегодня руководят серьезными предприятиями. Путь, который западные элиты проходили за столетие, наши преодолевают лет за 10-15. Очень быстро пересаживаются из подержанных "Бумеров" на новые "Бентли". Те, кто выжил, конечно. Само собой, что поколение, состоявшееся в 90-е, это не только бандиты, но хлебнуть лиха пришлось всем. Так, что все они в чем-то герои. Фильм, собственно, о них и для них. Дух эпохи передать, наверное, удалось. Хотя бы потому, что у первых зрителей, которые увидели картину еще до выхода в прокат, возникали горячие споры по поводу тех или иных реалий из фильма. Все с азартом стали искать хронологические несоответствия. Вот, например, когда исчезли автоматы с газировкой? В конце 80-х или в начале 90-х? С большим удовольствием вспомнились первые сотовые телефоны. Помните такие дубовые "Моторолы", именно ими пользуются главные герои. Удивительно, но с них можно было только звонить. Никаких тебе цветных экранов. Просто каменный век сотовой связи. А "МакДональдс". Это же было круто! А мода! Кожаные куртки и золотые цепи.

В общем, легко представить что отец после киносеанса рассказывает сыну о той романтической эпохе с таким же упоением, с каким, наверное, вспоминали герои Гражданской войны лихие кавалерийские атаки.

- Фильм похож или не похож на "Брата" (фильм режиссера Алексея Балабанова, снятый в 1997 году)?

- Ну, в чем- то, наверное, похож. В неожиданности, он немножко против шерсти. Сегодня много картин снимается с оглядкой на Голливуд, получается, правда, по-разному. А Балабанов опять идет своим путем. Следует не кинематографической моде, но собственным представлениям о том, что правильно сделать именно сейчас. Он сознательно отказывается от лоска, ради того, чтобы оголить суть, содержание, замысел картины. В то же время, в отличие от "Брата" в фильме совершенно нет гражданского пафоса, нет попытки предложить какую-то модель поведения. И еще, если раньше звездами становились после участия в проектах Балабанова, то в этой картине задействован суперзвездный состав. У каждого артиста сложившийся образ. И этот образ вступает в полное противоречие с тем, что он вытворяет на экране. Барственный Михалков в роли местечкового крестного отца - дорогого стоит. Но, похоже, это тоже часть игры, которую режиссер предлагает зрителям. Эти актеры сами сформировали облик эпохи, какой она нам запомнилась, каждый из них являются частью кода, который предлагается расшифровать.

- А положительный герой в фильме есть?

- Есть. Маленький крокодильчик в зоопарке, который отказался есть мышку.

Материалы предоставлены кинопрокатной группой "Наше Кино"