Медальерная история военных викторий
Драматические моменты российской истории сквозь призму медальерного искусства. В преддверии празднования 200-летия победы в войне 1812 года в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка «Великие русские победы в медали и гравюре». Удельный вес отдельной награды совсем невелик – всего несколько граммов. Чего не скажешь о весе и значении этих молчаливых свидетелей грандиозных событий в истории. Рассказывают «Новости культуры».
Всего восемь миллиметров в диаметре имеет самая маленькая медаль на этой выставке. Но и на ней, по словам кураторов, умещается история этого грандиозного и значительного события. 200-летний юбилей победы в войне 1812 года, по словам Ирины Антоновой, стал хорошим поводом показать уникальную коллекцию медальерного искусства Пушкинского музея, о которой до сих пор мало кто знал.
«Конечно, этот материал у нас был всегда, но мы никогда не показывали русские и европейские события, собственно, вместе», – поясняет директор Пушкинского музея.
Большинство экспонатов, конечно же, посвящены теме войны и двум ее главным героям – Наполеону и императору Александру Первому. С обеих сторон искусство медальеров, если так можно выразиться, представлено во всеоружии. Лучшие художники Франции и России, а на последних этапах войны и мастера союзных государств, придумывали памятные медали, отражающие ход военной кампании. Например, медаль на завоевание Наполеоном Верхнего Египта. На одном из стендов вообще все медали посвящены исключительно победам Наполеона.
Центральное событие – Бородинское сражение – запечатлено и в русской, и во французской медалях, но, кончено, по-разному.
«Мы показываем рядом три медали, две из них – работы французских мастеров, и одна из русской серии. Здесь античные сюжеты – Геракл сражается с двумя противниками, и над этим реет французский орел. Геракл символизирует победителя», – поясняет куратор выставки Юлия Краснобаева.
Есть здесь и совсем скромная медаль. Подчеркнуто скромная. В ней главное – само событие. Взятие Москвы. Кремль и торжествующая надпись на французском.
Медальеры обеих стран соревновались не только в количестве и качестве, но и в скорости изготовления медалей. Но тут иногда возникали казусы. Например, на одной из медалей изображено событие, которого никогда в действительности не было. На ней по-французски написано: «Французская армия на Волге, 1812 год».
Уже после победы над Наполеоном в большом количестве стали появляться медали, прославляющие победу русского оружия и лично императора-освободителя. Одну из медалей – точнее, штемпель для нее – своими руками изготовила императрица Мария Федоровна.
«Она резала, Мария резала! Никто не может поверить в это, но медаль подписана самой императрицей. Она училась у Леберехта, у одного из самых известных медальеров», – продолжает Юлия Краснобаева.
Штемпель для этой медали был вырезан императрицей еще в 1814 году, после триумфального возвращения Александра из Парижа. А спустя 10 лет она заказала эту медаль из платины к 50-летию Александра, который, увы, скончался в возрасте 47 лет.
На выставке впервые демонстрируются и редкие экспонаты из коллекции графики на тему войны 1812 года. Неожиданным подарком для Пушкинского музея стала памятная медаль, которую преподнесло в дар Московское общество нумизматики.