Большой фестиваль РНО завершился исполнением музыки Россини
Семь концертов за 15 дней. В Москве завершился Большой фестиваль Российского национального оркестра. В его программе прозвучали сочинения Гайдна, Чайковского, Стравинского, Шостаковича. Наравне с классикой один вечер музыканты РНО посвятили джазу. Но в конце смотра вернулись к традиции. На финальном концерте исполнили «Маленькую торжественную мессу» Россини. Рассказывают «Новости культуры».
Фестиваль Российского национального оркестра – четвертый, поэтому его уже можно назвать традиционным. Еще одна традиция – завершать форум духовной музыкой. В прошлом году в последний вечер звучал «Реквием» Верди. На этот раз – «Маленькая торжественная месса» Россини. За пультом Альберто Дзедда.
Дзедда считается главным мировым специалистом по Россини. Детально изучает его творчество и биографию, руководит крупнейшим фестивалем композитора.
«Кто, как не он должен открыть сегодня всем нам новое в этом жанре, в этой музыке, – считает тенор Дмитрий Корчак. – Вы услышите, что Россини – это не только голые техничные ноты, но это и потрясающая музыка с большой душой и сердцем».
«Россини может звучать очень просто и легко, – добавляет бас Мирко Палацци. – Но Дзедда открывает в нем внутреннюю драматургию. Без его интерпретации эта театральность просто не существовала бы».
Дирижер, у которого необычайно тихий мягкий голос, с оркестром даже во время репетиций общается в основном жестами. Как говорят сами музыканты – из рук маэстро исходит свет и тепло, которые способны и объяснять нюансы партитуры и наполнить атмосферу трепетом.
«Он проповедует принцип пения, причем пения именно инструментального, – рассказывает народный артист России, концертмейстер РНО Алексей Бруни. – И поэтому в подавляющем большинстве случаев именно в инструментальных приемах он хочет добиться исключительного благозвучия протяженности пения».
«Маленькая месса» – особенное сочинение и для Россини и для Дзедды. Композитор, прославившийся операми-буфф, обратился к противоположному жанру. Первоначально месса была написана для фисгармонии, позже сам автор сделал партитуру – но одна часть оставалась по-прежнему в клавире. Ее оркестровал Альберто Дзедда.
«В XVIII веке итальянская религиозная музыка уже не писалась для церкви, – отмечает дирижер. – При жизни Россини это сочинение звучало только в залах. Для храма она слишком экспрессивна. В ней больше чувственности, чем мистики. Россини дает почувствовать очень реалистичные эмоции – и через них выражает религиозные темы».
Маленькая торжественная месса – последнее произведение Россини. Его музыкальное завещание. Каждому исполнителю и слушателю предстоит – открывать послание композитора.
Читайте также:
Российский национальный оркестр готов к Большому фестивалю
На Большом фестивале Российского национального оркестра прозвучали сочинения разных эпох
На фестивале Российского национального оркестра выступили сыновья знаменитого Дэйва Брубека