Борис Тевлин. Главное - это чистота интонации...
Сегодня на 81-м году ушел из жизни дирижер, народный артист России Борис Тевлин. Он считал, что дирижирование – профессия необъяснимая и даже таинственная. Однако, как никто другой, он умел объяснить: как, что, почему и зачем, своим многочисленным ученикам в Московской консерватории. Он руководил двумя хорами: Камерным – Московской консерватории и Хором имени Свешникова. Тевлин всегда говорил: «Работа – лучший стимул жить, не считая своих лет и забывая о себе». Рассказывают «Новости культуры».
Меньше слов – больше дела, а в его случае – больше музыки. Так всегда жил Борис Тевлин. Слово «отдых» было для дирижера абстрактным понятием. У него практически не было выходных – все время репетиции, концерты, занятия в консерватории. Говорил, что продолжает учиться у своих же учеников.
Борис Тевлин любил повторять, что самый правильный путь к успеху – это путь интеллектуальный. Если дирижер образован, то у него и руки будут по-другому работать. Сам Борис Григорьевич мечтал получить образование скрипача. Как говорил сам, «скрипел» с утра до вечера. В результате переиграл руку, и скрипичная карьера стала для него недосягаемой. Зато открылись другие – неожиданные – перспективы. В Московскую консерваторию, на дирижерский факультет он поступал долго, с пятеркой по специальности и отказом в зачислении по причине пятой графы анкеты. Отец писал апелляцию на имя Клима Ворошилова, тогда курировавшего музыкальное искусство страны. Помогло. Борис Тевлин начал учить, еще учась. А в 1995 году возглавил Камерный хор своей альма-матер – Московской консерватории. Буквально за несколько лет об этом коллективе заговорили как о «национальном достоянии страны».
Тевлин сумел сделать так, что Камерный хор стал выгодно отличаться на фоне всех остальных: его репертуар на 90% состоял из современных сочинений. Со многими их авторами дирижер был знаком лично. Родион Щедрин писал некоторые свои сочинения в расчете на то, что их исполнит именно хор Тевлина. Одним из первых Камерный хор принимался за работу над сочинениями Губайдулиной, Кикты, Ньюстеда и строго следовал правилу: исполнитель должен быть зеркалом партитуры.
«Мне хочется идти незатоптанными тропинками. А потом музыкально-композиторская техника за последние 60 лет выросла очень сильно, изменилась, и надо быть готовым к ее исполнению. Поэтому я исполняю чаще всего произведения – первое исполнение, не запетое, интересное», – говорит Борис Григорьевич.
С Тевлиным и его хором любили работать самые разные, так не похожие друг на друга дирижеры: Валерий Гергиев, Теодор Курентзис, Владимир Юровский, Владимир Федосеев, Юрий Башмет. Говорили, что Борис Тевлин мог выучить с любым хором любое сочинение за любой срок. Он не боялся форс-мажора и считал, что если человек инертен, пассивен, у него нет энергии, дирижера из него никогда не получится.
Как обычно, активно и энергично Борис Григорьевич взялся и за работу в хоре, который носит имя его учителя. Четыре года назад он возглавил Хор имени Александра Свешникова. Не сетуя на то, в каком плачевном состоянии находился тогда коллектив, провел аттестацию, набрал молодежь, подготовил несколько интересных программ. В июле прошлого года – уже с двумя коллективами – отметил 80-летие. Юбилейный концерт был показан в эфире телеканала «Культура».
Для Бориса Тевлина всегда важна была чистота интонации. Так он работал, требуя от своих хоров музыкальной точности. Так и жил: не говоря высоких слов, чтобы музыке оставалось как можно больше времени.
Читайте также:
Умер дирижер Борис Тевлин