История иконографии святого Николая – в Омском музее имени Врубеля

19 декабря 2011 15:45
Покровитель ратников, хранитель путешественников, неизменный спутник праздника Рождества. Выставку икон святого Николая Чудотворца представляет Омский музей изобразительных искусств имени Врубеля.

19 декабря Православная церковь почитает память святого Николая Чудотворца. Умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных, избавитель от напрасной смерти – на Руси до начала ХХ века его имя было одним из самых популярных при наречении младенцев, и именно его поощрения дети ждали в канун Рождества. По преданию, образ «Николы Зимнего», на котором Николай Угодник изображается в митре епископа, появился после того, как император Николай Первый высказал недовольство непокрытой головой своего небесного покровителя. Изучить всю историю иконографии святого Николая в эти дни можно на выставке в Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля. Рассказывают «Новости культуры». 

Покровитель путешественников, мореплавателей, «ходатай за людей перед Богом», Николай Чудотворец – один из самых почитаемых православных святых. В России образ Николы Угодника был практически в каждом доме.

«В России за иконами Христа и Богородицы следовали иконы Николая Чудотворца. Даже говорили: "Нет икон, как Никол", и в народе каждую икону называли Николой», – говорит куратор выставки Татьяна Еременко. 

«От Холмогор до Колы – тридцать три Николы», – говорили в народе. Только в Москве до революции было сто храмов, посвященных Николаю Чудотворцу. Особо чтили его в Сибири. Он был небесным покровителем сибирского казачества.

«В годы Гражданской войны, когда расстреляли Николая Можайского (большое фресковое изображение, образ, который украшал башню Московского Кремля), святой патриарх Тихон сделал фотокопию этого изображения и направил ее как благословение Александру Васильевичу Колчаку. Тот в то время находился в Перми и переезжал в Омск», – продолжает Татьяна Еременко.

Иконописцы Невьянска, Сузуна, Москвы и Петербурга писали Николу в «рост», создавали «поясные» и «оглавные» композиции. Народные умельцы изображали его на знаменитых «краснушках», уральские мастера писали золотой краской на золотом фоне. Но всегда русские иконописцы разных школ стремились показать человечность Николы-заступника. Со временем добрый старец стал прообразом персонажей новогодних сказок по всему миру.

«Если мы обратимся к истории, то Николай не был уж таким добрым ко всем. По обе стороны от него находились ангелы и черти, которые говорили о том, сколько ребенок совершил хороших дел, был ли послушным, трудолюбивым, и говорили, какие проступки он совершил»,  –  замечает  сотрудница Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля  Юлия Лопаткина .

Морозко, Дед Трескун, а позже и Дед Мороз в России, Санта-Клаус – на Западе. Их появления раз в году по-прежнему ждут малыши в разных странах.

В рождественском башмачке или чулочке некоторые дети утром с удивлением обнаруживали… розги. Но все равно на самом дне обязательно был припрятан долгожданный подарок от доброго и мудрого старца Николы.

Свыше сорока живописных и старообрядческих меднолитых икон Николая Чудотворца из запасников Омского музея изобразительных искусств составили экспозицию «Прославленный во всех концах Земли». Она в полной мере отражает то, как складывался и сохранялся в течение веков исторический образ святого.