Государственный ансамбль танца Азербайджана выступил на сцене зала имени Чайковского
В культуре Азербайджана особое место занимает танец. Причем первые изображения танцующих людей, обнаруженные на территории республики, в заповеднике Гобустан, датируются третьим веком до нашей эры. Вековые традиции продолжает Государственный Азербайджанский ансамбль танца. Коллектив, чей репертуар не ограничен фольклором, выступает по всему миру. Московский концерт – на сцене зала имени Чайковского состоялся в рамках сезона Современной азербайджанской культуры в России. Рассказывают «Новости культуры».
К этим гастролям они готовились всерьез. В Москву приехал весь ансамбль – шестьдесят человек. Чемоданы забиты костюмами. Их до сих пор шьют вручную. Вышивают национальными орнаментами и символикой.
«У каждого региона свой орнамент, для каждого танца свои элементы и они вышиваются на платье», – рассказывает костюмер Ирада Агабекова.
В прошлом году в репертуаре появилась «Весна Священная». Хореограф Эдвальд Смирнов переписал либретто, поставил танцы. Артисты открыли для себя модерн. Горячие парни и знойные красавицы забыли о привычном фольклоре, ушли в свободный танец, в котором оказалось много знакомого.
«В модерне многое похоже на то, что делают наши мужчины, – говорит солистка ансамбля Тарана Мурадова. – Балетмейстер подстроил наши движения под модерн».
Вместо языческого ритуала жертвоприношения – театральная история сумасшествия и смерти. В отличие от оригинала – женщина останется жива, погибнет слишком впечатлительный мужчина. От привычной «Весны….» здесь только музыка Стравинского.
«Мы любим зажигать, – говорит солистка ансамбля Нигяр Рзаева. – там тоже такая музыка, тоже должны зажечь».
Но по-настоящему они зажигают в своем, привычном…Героические и спортивные танцы для мужчин, хороводы и ритуальные для женщин.
«Женщина ведет, а мужчина еще больше зажигает», – рассказывает Нигяр Рзаева.
Местные виртуозы-трюкачи танцуют на пальцах. Это коронный номер. Здесь все решает техника ног. Губку и мягкую резину скрывают жгуты. Это единственная защита ног. Мягкая кожа сапог-ичигов не в счет. Против такой мощи ни одна красотка не устоит.
По словам солиста ансамбля Руфата Халилзаде, надо играть глазами, важны жесты, движения рук.
За свои сорок ансамбль накопил репертуар. Пятнадцать номеров показали в Москве. Когда-то они часто приезжали в Москву. Дружили с Ансамблем Моисеева. Теперь они здесь редкие гости. Но, как и прежде, желанные.