Сценографы сошлись КЛИНом

16 ноября 2011 10:29
В Театральной галерее на Малой Ордынке открылась ежегодная выставка молодых художников театра и кино "КЛИН-7". Первая подобная экспозиция была организована в 2001, тогда она прошла под девизом: "Художник театра – художник пространства". Семь лет назад было принято принципиальное решение привлечь студентов театральных и художественных вузов столицы, а сам проект именовать "КЛИНом", намекая на молодые творческие силы, готовые "вклиниться" в ряды профессионального сообщества.

В Театральной галерее на Малой Ордынке открылась ежегодная выставка молодых художников театра и кино «КЛИН-7». Первая подобная экспозиция была организована в 2001, тогда она прошла под девизом: «Художник театра – художник пространства». Семь лет назад было принято принципиальное решение привлечь студентов театральных и художественных вузов столицы, а сам проект именовать «КЛИНом», намекая на молодые творческие силы, готовые «вклиниться» в ряды профессионального сообщества. Работы, отобранные для седьмого сезона выставки, доказывают, что с инновационным мышлением у будущих «художников пространства» все в порядке. Рассказывают «Новости культуры»

«Все течет, все меняется» - эти слова древнегреческого философа Гераклита точно отражают развитие современного сценографического искусства. Молодое поколение художников остро чувствует новые возможности театральной сцены. Татьяна Юркова, выпускница школы-студии МХАТ, для своей дипломной работы выбрала оперу «Фауст» Шарля Гуно, чтобы поэкспериментировать с формами. Лейтмотивом проекта стал круг. «Закольцованность всего мира и вот этих колб песочных часов, которые символизируют и время, и сам мир Фауста, в котором течет песок, вся его жизнь», - поясняет Татьяна Юркова.
В этой декорации течет не только песок, но и вино, молоко и окрашенная в черный цвет вода. Художница утверждает, что каждый элемент в ее работе служит метафорой. А спецэффекты нужны, чтобы обострить восприятие зрителя: «Вот этот коридор, состоящий из дверей – как бы коридор больницы или что-то такое, в нем тоже происходит превращение».

Многие студенческие работы, на первый взгляд, выполнены вполне традиционно и не поражают обилием спецэффектов. Но к ним стоит присмотреться: в макетах декораций к «Евгению Онегину» можно увидеть игру света, а в работе для спектакля «Дядя Ваня» внимание привлекает умелая работа с деталями и фактурами.
Радикальнее коллег подошли к задаче студенты ГИТИСа – не просто найти новую форму, но и переосмыслить содержание. Так случилось с «Женитьбой Бальзаминова».

Ютта Роттэ, студентка факультета сценографии ГИТИС, рассказывает о свое проекте: «Хотелось сделать пространство, совершенно не похожее на традиционное восприятие Островского. И еще больше хотелось отойти от фильма, который, естественно, ассоциируется у всех с «Женитьбой Бальзаминова». Поэтому и герои тут молодые, и Белотелова не такая, какой ее привыкли видеть».

Еще одна важная деталь в работе художников-постановщиков - костюмы героев. Будет ли персонаж «ярким пятном» на сцене или станет «серым кардиналом», решает автор. Пока студенты только набивают руку, позволяя себе самые невероятные интерпретации произведений, к их работам уже присматриваются режиссеры.
Инна Мирзоян, куратор выставки «КЛИН», признает: «Сегодня театр очень технически оснащен и появилась возможность реализовывать какие-то сногсшибательные проекты. То, что вы видите в театре, это не просто картинка и не только картинка. Красиво сделать – хорошо, хорошо, если красиво, но когда это работает на материал, драматургию, образ, режиссуру, когда это помогает все раскрывать, соответственно, это дает ценность сценографии».

В этом году выставка «КЛИН» впервые отклонилась от курса, пригласив к участию молодых художников кино. Выпускники ВГИКа представили эскизы к мультфильму «Двенадцать месяцев» и к фильму «Град обреченный» по роману братьев Стругацких. Теперь участие в подобной экспозиции - возможность не только заявить о себе, но и познакомиться с принципами работы других сценографических школ.