В Петергофе возрождают шедевр Растрелли
Петергоф – один из самых роскошных дворцово-парковых ансамблей в мире. Именно с ним связана одна из самых ярких страниц в истории отечественной реставрации. Почти полностью уничтоженный в годы Великой Отечественной войны, ансамбль Петергофа начал возрождаться сразу после Победы. Реставрация продолжается до сих пор. К маю 2011 года предполагается завершить восстановительные работы в церкви Большого Петергофского дворца, построенной по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Рассказывают «Новости культуры».
Реставрация церкви Большого Петергофского дворца подходит к концу. Здесь члены императорской семьи когда-то отмечали православные праздники, проводили пышные венчания, крестили детей. В частности, в этом храме принял святое крещение наследник короны цесаревич Алексей. В первые годы революции все ценное – иконы, золотая утварь – было разграблено. После Великой Отечественной на стенах остались следы гари, которые теперь скроет восстановленная живопись. А за иконостасом спрячут то единственное, что осталось от оригинала Растрелли.
«Те колонны почти полностью разрушены. Капители, базы, их пришлось компоновать в том материале, в котором они должны быть, снимать формы и переносить на противоположную сторону», – говорит директор реставрационных мастерских Галина Агалина.
Работы по воссозданию Церковного корпуса Большого Петергофского дворца начались в начале 2000-х. Вначале вернули пять куполов, как это было задумано Растрелли. Отреставрировали фасады. К новому этапу готовились несколько лет. Слишком мало известно о внутреннем убранстве. Сохранились лишь пара тусклых фотографий да акварель художника Гау. Тяжелее всего пришлось мастерам Академии художеств, которые воссоздавали иконы.
«Я даже помню, как на одном из совещаний, когда принимались фрагменты живописи, кто-то сказал, что у этих ангелов лица юных пионеров. Это происходит потому что человеку трудно. Надо перенестись на двести лет назад, вписаться в удивительную культуру барокко», – поясняет генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая.
Основная часть работ сегодня сосредоточена вовсе не в храме, а в реставрационных мастерских. В искусных руках скульптора мягкий пластилин превращается в локоны, на щеках ангела появляются ямочки. Изображение отливают в гипсе, а затем столяры вырезают его в дереве. Используют только липу – самый удобный для золочения материал.
Золотых дел мастерицы уверены: много блеска не бывает. По окончании работ на стенах храма почти не будет свободного места – их покроет живопись и резьба. Церковь заиграет сусальным золотом, зеркальными и матовыми гранями. Реставраторы уже приступили к созданию Царских врат. Традиционно это последний этап. За зиму планируют закрепить тысячи золоченых фрагментов – наличники, капители – и установить иконы. Все работы должны закончить к маю будущего года.