В Российскую академию художеств в Санкт-Петербурге вернулись "шестидесятые"

22 ноября 2012 19:30
На пике популярности - "советский неореализм". Петербургская выставка в Музее Академии художеств - часть масштабного проекта, посвященного академической школе нового времени.

В Российскую академию художеств в Санкт-Петербурге вернулись "шестидесятые". На выставке "Советский неореализм. 1953 – 1968" царит дух свободы и предчувствия новой жизни. Временные границы экспозиции определили серьезные политические события – смерть Сталина и Пражская весна. Падение железного занавеса и приобщение к духу свободного творчества – все это, как лакмусовая бумажка, проявилось в работах студентов-художников шестидесятых. Рассказывают "Новости культуры".

Залы Музея Российской академии художеств давно не видели такой стильной выставки. Стены выкрашены в разные цвета, на них – дипломные и курсовые работы студентов Института имени Репина времен хрущевской оттепели. Все они когда-то получили оценку "отлично".

"Даже галстук Ленина был написан в горошек, и что? Этот студент просто защищал свой диплом на следующий год. Ощущение жизни, праздника!, – отмечает ректор Петербургской академии художеств Семен Михайловский.

Главная примета работ этого времени – раскованность, свобода. Яркие цвета, компоновка фигур – такое раньше было недопустимо. Для архитекторов этот период тоже знаменателен: в 1955 году вышло знаменитое постановление об архитектурных излишествах. Проектировать в стиле классицизма больше нельзя, начался поворот в сторону функциональной архитектуры.

"Наш поток первым встретился с современной архитектурой, нам открылись архивы, журналы, до этого у нас доминировал классицизм", – вспоминает профессор СПБГАСУ, член корреспондент РААСН Юрий Курбатов.

Они проектировали новые районы Ленинграда, утопающие в зелени. Сергей Шмаков два года учился в Праге, диплом защищал в Ленинграде. В экспозиции можно увидеть его проект общежитий. Влияние Запада очевидно. Петр Юшканцев тоже защитился в 1960 году. Предложил проект стадиона на островах

"Я разработал проект стадиона на 36 тысяч зрителей, и он похож на тот стадион, что строят там сейчас. Такая же конструкция, а ведь это было 50 лет назад", – отмечает заслуженный архитектор России, руководитель архитектурной мастерской Петр Юшканцев.

Художник Юрий Пенушкин пишет девушек с велосипедом, Владимир Ушаков – женщину в красном. Есть здесь и дипломные работы: Олег Гадалов изображает геологов, Эдуард Борисенко – врачей в операционной. Каждая картина как будто светится, все обещает великое будущее, новое имя в искусстве. К сожалению, получилось не у всех. Дети войны – блокадники, детдомовцы, многие умерли в 40 лет, как Борис Власов и Олег Иванов. После 1968 года краски на холстах становятся не такими яркими, а композиции – менее раскованными. 

"Окончили они вуз, вступили в Союз художников, сели на так называемую "гарантийку" – то есть 150-200 рублей. Стали писать задники и портреты вождей. Талант исчерпался", – поясняет заместитель ректора по научной работе Петербургской Академии художеств Юрий Бобров.

В Академии художеств собираются продолжать этот проект. Следующую выставку назовут "Марш победителей", представят работы тех, кто воевал и в институт пришел в солдатской шинели. Здесь зазвучат имена великих художников – Евсея Моисеенко, Михаила Аникушина.

Новости культуры