"Русское культурное наследие, сохраненное во Франции" на выставке в Доме русского зарубежья

23 ноября 2012 11:27
О том, как на чужой земле сохранялось русское культурное наследие, рассказывает выставка, открывшаяся в Москве, в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына. Ее основой стали уникальные документы, переданные наследниками известных фамилий – Боткиных, Ильиных, Звегинцевых.

Русская эмиграция во Францию – особое историческое явление. О нем впервые заговорили в начале 20-го века, когда французская республика стала пристанищем для русской интеллигенции, покинувшей страну. Тогда же появились «Русский Париж», «русский Монпарнас»… Во Франции создавались и действовали русские школы, издательства, социальные учреждения. О том, как на чужой земле сохранялось русское культурное наследие, рассказывает выставка, открывшаяся в Москве, в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына. Ее основой стали уникальные документы, переданные наследниками известных фамилий – Боткиных, Ильиных, Звегинцевых. Рассказывают «Новости культуры».

Театральная жизнь «русской Франции» 20-х - 40-х. Афиши к спектаклям «Русского балета Дягилева», бюст Сержа Лифаря, наброски Федора Шаляпина к опере «Дон-Кихот» и посмертная маска певца. Эти уникальные предметы стали поступать в коллекцию Дома русского зарубежья со дня основания. Один из первых дарителей – Никита Алексеевич Струве, благодаря ему чудом сохранилась рукопись авиаконструктора Сикорского «Воздушный путь».

«В один из дней в Париже Никите Алексеевичу раздался звонок, его попросили приехать посмотреть один из подвалов, где вода затапливала какие-то русские бумаги, – рассказывает директор Дома русского зарубежья имени А.И. Солженицына Виктор Москвин. – Он приехал и буквально из воды достал большой конверт, в котором оказалась неизвестная рукопись Сикорского».

Специальный раздел выставки посвящен материалам из коллекции историка Владимира Звегинцова. Известный исследователь истории формы императорской армии создал немало работ, в числе которых фундаментальный труд – «Русская армия».

«Он написал семь томов по-русски и по-французски на двух языках, – поясняет военный историк Игорь Домнин. – Семь томов, в которых описал форму одежды регулярной русской армии от Петра Первого до начала Первой мировой войны и прорисовал все собственноручно в десяти тысячах рисуночков».

Также в экспозиции – письма и фотографии Николая Бердяева, Марины Цветаевой и Александра Бенуа. Музейщики говорят: эта коллекция непременно будет пополняться. Когда-то Франция обогатилась искусством русской эмиграции и теперь возвращает на родину сохраненное наследие.

Новости культуры