В Москве открылась выставка "Художники театра К. Я. Голейзовского"
В Москве открылась масштабная экспозиция, посвященная творчеству выдающегося русского балетмейстера Касьяна Голейзовского. Выставка приурочена к 120-летию со дня рождения мастера, которого в балетном мире называют новатором. Это он стал предвестником хореографии Фокина и Баланчина, создал свою, совершенно новую стилистику балета. Помимо хореографии Касьян Голейзовский уделял много внимания декорациям и костюмам, сотрудничал с художниками, разделяющими его авангардистские взгляды. На выставке зрителям предлагают увидеть более сотни эскизов к спектаклям, которые Голейзовский ставил в 10-х -30-х годах – период, который стал самым важным этапом в его жизни. Рассказывают «Новости культуры».
Новатор, экспериментатор, первооткрыватель – всё это о Касьяне Голейзовском. В начале 20-х годов прошлого века он был одним из самых популярных московских хореографов. Свой «новый балет» Голейзовский не только наполнял необычным танцевальным языком, но и уделял большое внимание оформлению пространства сцены и созданию костюмов. Всё подчинялось его единой пластической концепции.
«Помосты, скаты, пандусы, и все танцы были выстроены не только по планшету сцены, но и вверх, вниз, – рассказывает искусствовед Виктор Тейдер. – Это все равно, что изобретать новый алфавит, он придумывал совершенно новые движения, сочетания движений».
Не только движений – но и тканей, фактур, цветов. На этой выставке Касьян Голейзовский – прежде всего, художник по костюмам к собственным миниатюрам и балетам. В экспозицию вошли его собственные эскизы 1919-го года к балету-пантомиме «Арлекинада».
«Поиски пластичности поз, пластичного движения, потому что для Голейзовского – и балетмейстера, и художника были интересны именно пластика движения человеческого тела и такие же он создавал костюмы», – отмечает директор галереи «Элизиум» Марина Молчанова.
Чуть позже в свой театр Голейзовский стал приглашать других художников, которые также разделяли авангардные взгляды балетмейстера. Среди них Григорий Пожидаев. Его эскизы – настоящее открытие нынешней экспозиции. В России их ранее никогда не выставляли. Самой яркой совместной работой Голейзовского и Пожидаева считается балет «Маска Красной смерти», премьера которого в Большом так и не состоялась – из-за разногласий в труппе.
«”Маска красной смерти” – сложное произведение, – говорит Марина Молчанова. – Создавая вот эти острые, немножко кубизированные фигуры, он хотел представить персонажей, которые меняют свою психологию».
Зато полностью была реализована творческая задумка Касьяна Голейзовского совместно с художником Борисом Эрдманом – экспериментальный балет «Иосиф Прекрасный». Именно в этой работе и хореография, и музыка, и художественное оформление достигли гармонии, к которой так стремился Голейзовский.
Новости культуры