История любви титулярного советника на Малой сцене театра Маяковского
На малой сцене театра имени Маяковского – необычная премьера. Молодой режиссер Туфан Имамутдинов перенес сюда свой дипломный спектакль – «Записки сумасшедшего». За эту постановку в 2010-м году на Третьем международном конкурсе студенческих отрывков он получил звание лауреата в номинации «За художественную дерзость. За соединение формы, содержания и пространства. За драйв!». Теперь этот драйв смогут оценить зрители Маяковки. Рассказывают «Новости культуры».
Этого момента и Туфан Имамутдинов, и его соавторы-актеры ждали почти три года. «Записки сумасшедшего» – выпускной спектакль в ГИТИСе – не отпускал все это время. И вот долгожданное – взрослое – восстановление: сначала для фестиваля в Страсбурге, а теперь и для малой сцены Маяковки. Юношеская работа оказалась на редкость зрелой и современной историей – про непростой выбор молодых: кто же я есть на самом деле?
«Нам все диктуют, кем мы должны быть, что есть, что жевать, что одевать, то есть до такой степени этого всего много, что себя найти – именно свой голос услышать довольно сложно», – говорит Туфан Имамутдинов.
На малой сцене Маяковки титулярный советник Поприщин в исполнении Александра Алябьева – вовсе не сумасшедший. Лихой, смелый, харизматичный, он влюбляется в дочь директора департамента и отважно ищет себя истинного в разных персонажах. Однако общество оказывается неспособным выдержать бешеные ритмы и бесшабашные мечты молодого задиры, прячет его в сумасшедший дом.
Сценограф спектакля – Тимофей Рябушинский – хоть и отталкивается от интерьера 39 аудитории ГИТИСа, наполняет пространство метафорами и скрытыми смыслами. В сквозняке все время открывающихся и захлопывающихся дверей – суета внешнего мира, вечно подбрасывающего все новые варианты самоидентификации. Впору вспоминать Зигмунда Фрейда. И на себя примерять мнимое сумасшествие. Отвечать на вопрос – кто ты есть, а кем тебе приходится быть.
«Я считаю себя не вполне современным человеком, – признается актер Александр Алябьев. – Периодически приходится играть роль какого-то современного человека. Я сейчас играю роль актера, который устал и дает интервью. В принципе все это игра. А так-то мы все любим и думаем о тех, кого любим».
Любовь в спектакле Имамутдинова – главный двигатель человека. Может человека возвысить над миром, а может – сломать жизнь, осмеять, разрушить. «За что они меня мучают? За любовь?» - эту фразу из черновых вариантов «Записок сумасшедшего» режиссер взял в финал своей работы.
Новости культуры