Русский музей прощается с ХХ веком
Переломный период двух десятилетий конца ХХ века в зеркале изобразительного искусства. Эти временные рамки не случайно взяты за основу выставки «Без барьеров», которая открылась в Русском музее Санкт-Петербурга. Образы, знаки, настроения, ожидания – художники и скульпторы точнее всех уловили дух времён перестройки и перенесли его в свои работы. Экспозиция ставит определённую смысловую точку в рассказе о многогранном и противоречивом мире искусства России ХХ столетия. Рассказывают «Новости культуры».
Русский музей прощается с ХХ веком. Выставка, продолжающая серию экспозиций, посвященных отечественному искусству минувшего столетия, включила период с 1985-го по двухтысячный годы. Перестройка, развал Союза, путч, шоковые реформы, война в Чечне. Для исторических оценок время еще не пришло, музейщики настаивают на необходимости промежуточного художественного итога.
«Здесь нужно для себя решить, где эта точка отсчета, когда молодежи уже интересно, а пожилым еще интересно, – говорит директор издательско-выставочных программ Русского музея Йозеф Киблицкий. – Это – как вино, которое созревает. Мы уверены, что эта выставка, которую сейчас сделал Русский музей, будет трансформирована, по-другому подана, но дух времени останется».
20 лет назад в духе времени было манипулировать с символами советской эпохи, творить быстро, масштабно, без оглядки на цензоров, которых только что отменили. Аукцион «Сотбис» 1988 года и участие в нем работ Гриши Брускина определили новую мировую моду на перестроечных художников.
«В этот период не было цензуры, поэтому каждый делал то, что он считал нужным, – вспоминает заместитель директора Государственного Русского музея по научной работе Евгения Петрова. – И реалисты-традиционалисты, так называемые, и художники разных других направлений, поэтому было всё, и разное, как и в жизни».
Сначала эйфория, вызванная ветром перемен, потом депрессия, как следствие затяжного экономического кризиса. Акцент на абсурдность у Кулика, Монро, Бугаева и Тимура Новикова. Критический реализм в работах мастеров старой школы. Картина «Встань, Иван» недавно ушедшего Гелия Коржева написана в 1997 году, автор обращался скорее к стране, чем к отдельному человеку.
«Все-таки у искусства должны быть более масштабные задачи и вопросы, – считает художник Вадим Григорьев-Башун. – Вопросы жизни и смерти, вот такие вот экзистенциальные вопросы».
Авторский макет известного памятника Зураба Церетели, радует оптимальными параметрами, умеренное количество бронзы, несколько метров высоты, в структуре экспозиции он важен как напоминание о стиле принятия решений в монументальной политике 90-х. Уровень скульптуры на выставке «Без барьеров» чрезвычайно высок. Большая часть этих работ никогда не выставлялась, возможности музея по приобретению новых предметов 20 лет назад были минимальными. В экспозиции эти работы участвуют благодаря усилиям авторов и коллекционеров.
Новости культуры