В Большом театре представлен балет "Клеопатра – Ида Рубинштейн"

12 декабря 2012 09:55
Не так уж часто лучшие танцовщицы мира радуют публику своими бенефисами. Илзе Лиепа, народная артистка России преподнесла накануне такой подарок на новой сцене Большого театра – два одноактных балета. Первый – спектакль «Клеопатра – Ида Рубинштейн» в постановке Патрика де Бана стал московской премьерой.

Не так уж часто лучшие танцовщицы мира радуют публику своими бенефисами. Илзе Лиепа, народная артистка России преподнесла накануне такой подарок на новой сцене Большого театра – два одноактных балета. Первый – спектакль «Клеопатра – Ида Рубинштейн» в постановке Патрика де Бана стал московской премьерой. Этим летом он с триумфом прошёл в театре на Елисейских Полях в Париже. Продолжение программы оказалось не менее весомым. Во втором отделении был показан шедевр Ролана Пети «Пиковая дама». Рассказывают «Новости культуры».

В этот вечер спектакли на всех площадках Большого театра начинаются с минуты молчания – в память о Галине Вишневской. На основной сцене – опера «Турандот», на новой – балет «Клеопатра – Ида Рубинштейн». Эта московская премьера – бенефисный спектакль Илзе Лиепы. На сцене она – одна в двух лицах: известная танцовщица Ида Рубинштейн в шикарном парижском особняке и царица Клеопатра из жаркой пустыни. Идея сделать спектакль по мотивам маленького кусочка из яркой биографии самой непредсказуемой – эпатажной как сказали бы сегодня – танцовщицы начала 20-го века Иды Рубинштейн принадлежит Андрису Лиепе. Родилась она во время съемок фильма «Шахерезада».

«Когда я увидел, что с экрана на меня смотрит не Илзе, не моя сестра, а смотрит Ида Рубинштейн, вот с этого момента вся эта история и закрутилась, – признается народный артист России, руководитель проекта Андрис Лиепа – Илзе – блистательная актриса. Помимо того, что она балерина, у нее есть этот дар актрисы, которая может сыграть все, что угодно без слов».

Либретто к балету написал парижанин Жан Франсуа Вазель. В этой пластической истории, рассказанной Илзе Лиепой, – непрофессиональная балерина убеждает Михаила Фокина поставить на нее спектакль и… становится звездой. За постановку взялся приглашенный хореограф Венской оперы – француз Патрик де Бана.

«Моя Ида Рубинштейн – это очень независимая женщина, очень сложная женщина, очень элегантная женщина, – говорит хореограф Патрик де Бана. – Это женщина мира. Та, что покорила Париж в начале ХХ века как икона моды. Она сама была от кутюр! Илзе такая же – они с Идой будто сестры».

Вот он – выход королевы, в шикарном наряде. Такие любила Ида Рубинштейн. Костюмы не только для сцены, но и для выходов в свет для нее создавали Бакст и Бенуа. Эти наряды меняли европейскую моду. В Рубинштейн – женщину, которая перелетала через Альпы на аэроплане, охотилась на оленей в Норвегии, ночевала в палаточном лагере в горах Сардинии – были влюблены, кажется, все.

«Какая-то невероятная женщина, утонченная, пропитанная серебряным веком, квинтэссенция что называется, – отмечает художник Павел Каплевич. – Мне кажется, Илзе очень точно этому соответствует. Она вся такая из звезд, из комет, из протуберанцев. Мне кажется, это здорово – такой русский сфинкс».

В этот вечер рядом с Илзе Лиепа – солисты Мариинки, Большого, театра Станиславского и Кремлевского балета. Они не танцуют, скорее, играют – легендарных Павлову, Нижинского, Карсавину и самого реформатора-Фокина. А Ида Рубинштейн – рядом с ними учится балетным движениям, поднимаясь на какую-то недосягаемую высоту. И вот уже в образе легенды все четче проступают черты самой Илзе Лиепы.

Новости культуры