Мастер крупномасштабных спектаклей – Леонид Хейфец
04 мая 2009
12:52
75 лет исполняется сегодня режиссеру Леониду Хейфецу. Он ставил во МХАТе, Малом театре, "Современнике", Театре Советской Армии. Юбиляр признается: чем труднее путь спектакля к зрителю, тем сильнее его любовь к театру.
75 лет исполняется сегодня режиссеру Леониду Хейфецу. Он ставил во МХАТе, Малом театре, "Современнике", Театре Советской Армии. Юбиляр признается: чем труднее путь спектакля к зрителю, тем сильнее его любовь к театру. Любовью надо делиться, а мастерству и умению отстаивать свою позицию в искусстве – учить. Выпускник ГИТИСа, один из любимых учеников Алексея Попова и Марии Кнебель, Леонид Хейфец уже многие годы сам преподает в РАТИ. Рассказывают "Новости культуры".
Невозмутимый, даже, кажется, отстраненный. Леонид Хейфец смотрит, как студенты-первокурсники читают отрывок из пьесы Гольдони "Новая квартира". Студенты гадают, доволен он отрывком или нет, а сам Хейфец предупреждает: режиссеру всегда немного страшно приступать к новой пьесе – вдруг предыдущий успех уже не повторить. Он очень рано проснулся знаменитым – всего в тридцать два, на следующий день после премьеры спектакля "Смерть Иоанна Грозного".
Этот спектакль сначала не разрешали. В 1966 году говорили: он совсем не ко времени. Хейфец уговорил сыграть его лишь для мам и пап. Сыграли так, что не разрешить потом уже было нельзя. В огромном зале Театра Советской Армии – аншлаг за аншлагом. Критики вопрошали: как он рискнул взяться за пьесу, в которой более шестидесяти действующих лиц, а старшие коллеги удивлялись: откуда молодой режиссер так хорошо знает Россию?
"Я работал, ни о чем не думая, кроме того, что текст, написанный графом Толстым, – у меня от этого текста волосы на голове шевелились. Нельзя было поверить, что это написал граф Толстой в середине XIX века. Это, казалось, про мою жизнь, про жизнь России", – говорит режиссер.
Его назовут мастером крупномасштабных спектаклей, а постановка "Смерть Иоанна Грозного" почти четверть века будет неизменно идти на сцене Театра Советской Армии. Сам Леонид Хейфец из этого театра уйдет, чтобы вернуться через восемнадцать лет.
Его спектакли запрещали не раз. Готовые постановки снимали с репертуара, репетиции прекращали. "Я не испытывал ощущения паники. Как ни странно, закрыли мне работу в Москве – я улетал в Карелию. Вернулся обратно, там поставил спектакль", – поясняет Хейфец.
Когда в театре не было работы, он ставил телеспектакли по русской классике. Потом был Малый театр и одна из самых сложных пьес Шиллера – "Заговор Фиеско в Генуе". Ей стоя аплодировали на родине драматурга, в Германии.
В Польше и Стамбуле Хейфец поставил "Вишневый сад". В его репертуаре – классика, но среди учеников мастера есть и новаторы. "Мы верим, что суть, которую в нас пытались вложить наши учителя, суть подлинности, серьезности, если угодно, честности профессии, никуда не исчезнет", – замечает народный артист России Леонид Хейфец.
Он пытался посчитать, сколько людей прошло через знаменитый сквер перед театральным институтом. Решить эту задачу не удалось даже мастеру крупномасштабных форм. Тогда он решил обобщить: там проходят только люди, влюбленные в театр. Как и он сам.
Сегодня в 14:15 наш телеканал покажет телеспектакль Леонида Хейфеца "Обрыв". А в 19:55 в эфир выйдет программа из цикла "Театральная летопись".
Читайте также:
Театральная летопись Леонида Хейфеца
Президент России поздравил с днем рождения Леонида Хейфеца
Невозмутимый, даже, кажется, отстраненный. Леонид Хейфец смотрит, как студенты-первокурсники читают отрывок из пьесы Гольдони "Новая квартира". Студенты гадают, доволен он отрывком или нет, а сам Хейфец предупреждает: режиссеру всегда немного страшно приступать к новой пьесе – вдруг предыдущий успех уже не повторить. Он очень рано проснулся знаменитым – всего в тридцать два, на следующий день после премьеры спектакля "Смерть Иоанна Грозного".
Этот спектакль сначала не разрешали. В 1966 году говорили: он совсем не ко времени. Хейфец уговорил сыграть его лишь для мам и пап. Сыграли так, что не разрешить потом уже было нельзя. В огромном зале Театра Советской Армии – аншлаг за аншлагом. Критики вопрошали: как он рискнул взяться за пьесу, в которой более шестидесяти действующих лиц, а старшие коллеги удивлялись: откуда молодой режиссер так хорошо знает Россию?
"Я работал, ни о чем не думая, кроме того, что текст, написанный графом Толстым, – у меня от этого текста волосы на голове шевелились. Нельзя было поверить, что это написал граф Толстой в середине XIX века. Это, казалось, про мою жизнь, про жизнь России", – говорит режиссер.
Его назовут мастером крупномасштабных спектаклей, а постановка "Смерть Иоанна Грозного" почти четверть века будет неизменно идти на сцене Театра Советской Армии. Сам Леонид Хейфец из этого театра уйдет, чтобы вернуться через восемнадцать лет.
Его спектакли запрещали не раз. Готовые постановки снимали с репертуара, репетиции прекращали. "Я не испытывал ощущения паники. Как ни странно, закрыли мне работу в Москве – я улетал в Карелию. Вернулся обратно, там поставил спектакль", – поясняет Хейфец.
Когда в театре не было работы, он ставил телеспектакли по русской классике. Потом был Малый театр и одна из самых сложных пьес Шиллера – "Заговор Фиеско в Генуе". Ей стоя аплодировали на родине драматурга, в Германии.
В Польше и Стамбуле Хейфец поставил "Вишневый сад". В его репертуаре – классика, но среди учеников мастера есть и новаторы. "Мы верим, что суть, которую в нас пытались вложить наши учителя, суть подлинности, серьезности, если угодно, честности профессии, никуда не исчезнет", – замечает народный артист России Леонид Хейфец.
Он пытался посчитать, сколько людей прошло через знаменитый сквер перед театральным институтом. Решить эту задачу не удалось даже мастеру крупномасштабных форм. Тогда он решил обобщить: там проходят только люди, влюбленные в театр. Как и он сам.
Сегодня в 14:15 наш телеканал покажет телеспектакль Леонида Хейфеца "Обрыв". А в 19:55 в эфир выйдет программа из цикла "Театральная летопись".
Читайте также:
Театральная летопись Леонида Хейфеца
Президент России поздравил с днем рождения Леонида Хейфеца