Таир Салахов – талант, помноженный на искренность и трудолюбие
16 января 2009
11:45
В Москве открылась ретроспективная выставка Таира Салахова, посвященная 80-летию мастера. Масштабная экспозиция объединила десятки живописных и графических работ художника, которого сегодня справедливо называют "патриархом" отечественного изобразительного искусства.
В Москве открылась ретроспективная выставка Таира Салахова, посвященная 80-летию мастера. Масштабная экспозиция объединила десятки живописных и графических работ художника, которого сегодня справедливо называют "патриархом" отечественного изобразительного искусства. Перечисление его званий и наград занимает не одну страницу. Впрочем, Салахов не из тех, кто склонен почивать на лаврах. Он и сегодня продолжает активно работать, вновь и вновь заставляя критиков изумляться новизне и разнообразию своих талантов. Рассказывают "Новости культуры".
Даже большой поклонник творчества Салахова вряд ли когда-нибудь видел его дипломную работу. Картина "С вахты" была создана в 1957 году. На спор молодой художник написал ее исключительно в оттенках серого и победил. Его произведения "Резервуар" и "Портрет нефтяник" были подвергнуты резкой критике, однако художник и из этой ситуации вышел победителем, да еще и основателем нового "сурового стиля". На выставке рядом с этими работами можно увидеть новый триптих "Страна огней". Впервые вместе представлены картины, даты создания которых разделяет целая жизнь. "Папа очень открыт, радуется за других художников, не завидует. Мало внимания уделяет себе, и такая большая персональная выставка первая", – замечает дочь художника Айдан Салахова.
Именно благодаря стараниям Таира Теймуровича в 1990-х московская публика открыла для себя Раушенберга, Уорхола, Бэкона. Салахов недавно приехал из Баку. Признается, что на столичной выставке по-новому взглянул на собственные картины. Доминантой он сделал работу "Тебе, человечество", которая впервые была представлена в Баку 12 апреля 1961 года – в день полета Юрий Гагарина. Пророческий дар или талант? Художник спокойно относится к комплиментам, ведь у него слишком много работы, чтобы почивать на лаврах. "Хочу добавить в свое творчество новое, но кардинально меняться опасно", – говорит художник.
Салахов верен себе и продолжает писать портреты. О его старых работах ходят легенды. Кара Караева художник попросил одеть белый свитер для выразительности, а Шостаковича усадил на пуфик, чтобы ему не на что было облокотиться. В 1980-х манера Салахова изменилась. Он написал портрет Ростроповича как фантазийный образ. Специально к московской выставке из запасников Третьяковки достали совсем ранний портрет дочери. "Было очень жарко, мучилась я, раскачивалась на этой лошади. Не знаю, как он успел меня написать", – вспоминает Айдан Салахова.
Художник не расстается с красками и мольбертом. В поисках впечатлений он много путешествует. Сейчас работает над испанской серией. Говорит, что открыл для себя Сальвадора Дали, к которому всегда относился с долей недоверия. Среди последних работ – знаменитое кафе Греко в Риме. Это картина с секретом. В зеркальном отражении можно увидеть автопортрет Салахова, а на переднем плане – портрет супруги Варвары. "Мы смотрим сами, путешествуем. Если что-то Таира волнует, он делает эскизы, акварели. Это истории наших путешествий", – замечает Варвара Салахова.
Мексиканская коррида тоже была списана с натуры, как и Чикаго 1970-х. "Образ я сохранил. Одиночество, утро, человек под зловещими домами. В тот период я увидел так Америку", – рассказывает художник. Во все времена Салахов умел отстоять свою точку зрения. Казалось, он совмещал несовместимое: новаторство и высокие административные посты. Он стал академиком, когда ему не было еще и сорока. Дар дипломатии, но, скорее, настоящий талант, помноженный на искренность и трудолюбие.
Все материалы о Таире Салахове>>>
Даже большой поклонник творчества Салахова вряд ли когда-нибудь видел его дипломную работу. Картина "С вахты" была создана в 1957 году. На спор молодой художник написал ее исключительно в оттенках серого и победил. Его произведения "Резервуар" и "Портрет нефтяник" были подвергнуты резкой критике, однако художник и из этой ситуации вышел победителем, да еще и основателем нового "сурового стиля". На выставке рядом с этими работами можно увидеть новый триптих "Страна огней". Впервые вместе представлены картины, даты создания которых разделяет целая жизнь. "Папа очень открыт, радуется за других художников, не завидует. Мало внимания уделяет себе, и такая большая персональная выставка первая", – замечает дочь художника Айдан Салахова.
Именно благодаря стараниям Таира Теймуровича в 1990-х московская публика открыла для себя Раушенберга, Уорхола, Бэкона. Салахов недавно приехал из Баку. Признается, что на столичной выставке по-новому взглянул на собственные картины. Доминантой он сделал работу "Тебе, человечество", которая впервые была представлена в Баку 12 апреля 1961 года – в день полета Юрий Гагарина. Пророческий дар или талант? Художник спокойно относится к комплиментам, ведь у него слишком много работы, чтобы почивать на лаврах. "Хочу добавить в свое творчество новое, но кардинально меняться опасно", – говорит художник.
Салахов верен себе и продолжает писать портреты. О его старых работах ходят легенды. Кара Караева художник попросил одеть белый свитер для выразительности, а Шостаковича усадил на пуфик, чтобы ему не на что было облокотиться. В 1980-х манера Салахова изменилась. Он написал портрет Ростроповича как фантазийный образ. Специально к московской выставке из запасников Третьяковки достали совсем ранний портрет дочери. "Было очень жарко, мучилась я, раскачивалась на этой лошади. Не знаю, как он успел меня написать", – вспоминает Айдан Салахова.
Художник не расстается с красками и мольбертом. В поисках впечатлений он много путешествует. Сейчас работает над испанской серией. Говорит, что открыл для себя Сальвадора Дали, к которому всегда относился с долей недоверия. Среди последних работ – знаменитое кафе Греко в Риме. Это картина с секретом. В зеркальном отражении можно увидеть автопортрет Салахова, а на переднем плане – портрет супруги Варвары. "Мы смотрим сами, путешествуем. Если что-то Таира волнует, он делает эскизы, акварели. Это истории наших путешествий", – замечает Варвара Салахова.
Мексиканская коррида тоже была списана с натуры, как и Чикаго 1970-х. "Образ я сохранил. Одиночество, утро, человек под зловещими домами. В тот период я увидел так Америку", – рассказывает художник. Во все времена Салахов умел отстоять свою точку зрения. Казалось, он совмещал несовместимое: новаторство и высокие административные посты. Он стал академиком, когда ему не было еще и сорока. Дар дипломатии, но, скорее, настоящий талант, помноженный на искренность и трудолюбие.
Все материалы о Таире Салахове>>>