Покоряющий космос. Валентин Глушко
02 сентября 2008
11:56
Видимая сторона Луны считается заповедной зоной. Расположенным на ней кратерам, морям и другим объектам не принято давать имена известных людей. Однако для российского академика Валентина Глушко было сделано исключение, и его именем был назван один из кратеров. Сегодня со дня рождения Валентина Глушко исполняется сто лет.
Видимая сторона Луны считается заповедной зоной. Расположенным на ней кратерам, морям и другим объектам не принято давать имена известных людей. Однако для российского академика Валентина Глушко было сделано исключение. Его именем назван один из кратеров. Это знак уважения мирового научного сообщества создателю уникальных ракетных двигателей, "отцу" знаменитого "Бурана". Сегодня со дня рождения Валентина Глушко исполняется сто лет. Рассказывают "Новости культуры".
Первый двигатель, сконструированный Валентином Глушко, легко умещается на ладони, а для последнего впору строить отдельный ангар. Дорога в космос началась для Глушко с детской мечты. "Понимаете, слова "космонавтика" в это время просто не существовало. И в одном из писем Циолковскому он написал: "Я решил всю свою жизнь посвятить межпланетным путешествиям"", – рассказывает начальник отдела научной информации НПО "Энергомаш" Владимир Судаков.
Прежде чем реализовать мечту человечества о покорении космоса, главному советскому конструктору ракетных двигателей пришлось пройти типичный для его поколения путь. Арест в 1938 году, несколько лет, проведенных в тюрьмах, реабилитация после войны – даже в таких условиях главным для него оставалась работа – напряженная и скрупулезная. "Он даже говорил очень часто на совещаниях, что если плакат висит криво, то и мысли кривые. Подходил и поправлял. Но это мелочи, а на самом деле, если он ставил цель, он никогда не отступал", – вспоминает заведующий кафедрой МАИ Владимир Чванов.
Он достиг своей цели. Успехи советской космонавтики сегодня известны любому школьнику. Двигатели, сконструированные командой Глушко, на много лет опередили свое время. Технические находки до сих пор удивляют специалистов всего мира. Например, металлическая гармошка позволяет менять положение сопла. При старте она выдерживает нагрузку в двести тонн, но, несмотря на это, легко гнется руками.
Прошло почти двадцать лет со дня смерти Валентина Глушко, но двигатели, созданные конструктором, до сих пор считаются лучшими в мире. "Сегодня мы заканчиваем разработку двигателя РД-191. Он уже однокамерный, тяга двести тонн. Там тоже, так сказать, девяносто процентов идей Валентина Петровича", – замечает генеральный директор НПО "Энергомаш" Николай Пирогов.
Слава к Валентину Глушко пришла только после смерти. Его именем названы улицы, появляются мемориальные таблички, в том числе и на доме, где он прожил последние годы, на Кудринской площади. Она была открыта в преддверии столетнего юбилея великого ученого.
К 100-летию со дня рождения выдающегося ученого телеканал "Культура" покажет документальный фильм "Траектория Валентина Глушко". Смотрите ленту сегодня в 13:10.
Первый двигатель, сконструированный Валентином Глушко, легко умещается на ладони, а для последнего впору строить отдельный ангар. Дорога в космос началась для Глушко с детской мечты. "Понимаете, слова "космонавтика" в это время просто не существовало. И в одном из писем Циолковскому он написал: "Я решил всю свою жизнь посвятить межпланетным путешествиям"", – рассказывает начальник отдела научной информации НПО "Энергомаш" Владимир Судаков.
Прежде чем реализовать мечту человечества о покорении космоса, главному советскому конструктору ракетных двигателей пришлось пройти типичный для его поколения путь. Арест в 1938 году, несколько лет, проведенных в тюрьмах, реабилитация после войны – даже в таких условиях главным для него оставалась работа – напряженная и скрупулезная. "Он даже говорил очень часто на совещаниях, что если плакат висит криво, то и мысли кривые. Подходил и поправлял. Но это мелочи, а на самом деле, если он ставил цель, он никогда не отступал", – вспоминает заведующий кафедрой МАИ Владимир Чванов.
Он достиг своей цели. Успехи советской космонавтики сегодня известны любому школьнику. Двигатели, сконструированные командой Глушко, на много лет опередили свое время. Технические находки до сих пор удивляют специалистов всего мира. Например, металлическая гармошка позволяет менять положение сопла. При старте она выдерживает нагрузку в двести тонн, но, несмотря на это, легко гнется руками.
Прошло почти двадцать лет со дня смерти Валентина Глушко, но двигатели, созданные конструктором, до сих пор считаются лучшими в мире. "Сегодня мы заканчиваем разработку двигателя РД-191. Он уже однокамерный, тяга двести тонн. Там тоже, так сказать, девяносто процентов идей Валентина Петровича", – замечает генеральный директор НПО "Энергомаш" Николай Пирогов.
Слава к Валентину Глушко пришла только после смерти. Его именем названы улицы, появляются мемориальные таблички, в том числе и на доме, где он прожил последние годы, на Кудринской площади. Она была открыта в преддверии столетнего юбилея великого ученого.
К 100-летию со дня рождения выдающегося ученого телеканал "Культура" покажет документальный фильм "Траектория Валентина Глушко". Смотрите ленту сегодня в 13:10.