Александр Майкапар о секретах клавишных инструментов
18 августа 2008
19:34
Известный музыкант, по совместительству искусствовед, писатель и переводчик Александр Майкапар о клавишных инструментах знает все. Он может объяснить, почему в XVIII веке отдавали предпочтение клавесину, а спустя столетие в фаворитах оказался рояль.
Известный музыкант, по совместительству искусствовед, писатель и переводчик Александр Майкапар о клавишных инструментах знает все. Он может объяснить, почему в XVIII веке отдавали предпочтение клавесину, а спустя столетие в фаворитах оказался рояль. Он расскажет о том, что самая сложная проблема исполнителя – воплотить замысел композитора и в то же время угодить ожиданиям публики. Хотя на концерте Александра Майкапара в музее-усадьбе "Царицыно" этой проблемы попросту не возникало. Рассказывают "Новости культуры".
Александр Майкапар – энциклопедически образованный музыкант-исследователь и исполнитель, играющий на всех клавишных инструментах. Разницу между ними он может объяснить гениально просто. "Рояль ударяет по струне молоточком, клавесин щиплет струну. Вот перышко щиплет, тангент прижимает. Клавикорд – нажимной инструмент, коряво звучит. Орган – там столб воздуха", – поясняет музыкант. Какой инструмент ближе сердцу Александра Майкапара, выяснить не удалось. "Все зависит от музыки, которую играю", – говорит он. "Вот мне хочется играть романтическую музыку, я о клавесине не вспоминаю. Это абсурд. Клавесин – эпоха теории аффектов, когда долго в одном настроении. А тут мы только начали – и уже другое настроение. Это Бетховен, это даже не романтики", – продолжает заслуженный артист России.
С клавесином – все обстоит не так просто, как кажется. Бах, например, не указывал, для какого инструмента написана та или иная пьеса. Только однажды он попросил Гольдберга, для которого написал вариации, не играть их на фортепиано – инструмент тогда только появился, и его звук Баху не нравился. "Бах считал, что исполнитель сам поймет. Это хорошо на клавесине", – замечает Майкапар.
Свое видение двадцати четырех прелюдий и фуг из первого тома "Хорошо темперированного клавира" он однажды представил в Лейпциге, где в его распоряжении были клавесин, клавикорд и орган. Теперь он мечтает это повторить в Москве.
Каждый концерт Александра Майкапара – это не только удовольствие от встречи с прекрасным, но интереснейшая лекция. На этом концерте слушатели узнали, что знаменитая Пассакалия Генделя, которая сейчас существует в транскрипциях для самых разных инструментов, была написана именно для клавесина.
Читайте также:
Шедевры клавесинной и фортепианной музыки в Царицыно
Александр Майкапар – энциклопедически образованный музыкант-исследователь и исполнитель, играющий на всех клавишных инструментах. Разницу между ними он может объяснить гениально просто. "Рояль ударяет по струне молоточком, клавесин щиплет струну. Вот перышко щиплет, тангент прижимает. Клавикорд – нажимной инструмент, коряво звучит. Орган – там столб воздуха", – поясняет музыкант. Какой инструмент ближе сердцу Александра Майкапара, выяснить не удалось. "Все зависит от музыки, которую играю", – говорит он. "Вот мне хочется играть романтическую музыку, я о клавесине не вспоминаю. Это абсурд. Клавесин – эпоха теории аффектов, когда долго в одном настроении. А тут мы только начали – и уже другое настроение. Это Бетховен, это даже не романтики", – продолжает заслуженный артист России.
С клавесином – все обстоит не так просто, как кажется. Бах, например, не указывал, для какого инструмента написана та или иная пьеса. Только однажды он попросил Гольдберга, для которого написал вариации, не играть их на фортепиано – инструмент тогда только появился, и его звук Баху не нравился. "Бах считал, что исполнитель сам поймет. Это хорошо на клавесине", – замечает Майкапар.
Свое видение двадцати четырех прелюдий и фуг из первого тома "Хорошо темперированного клавира" он однажды представил в Лейпциге, где в его распоряжении были клавесин, клавикорд и орган. Теперь он мечтает это повторить в Москве.
Каждый концерт Александра Майкапара – это не только удовольствие от встречи с прекрасным, но интереснейшая лекция. На этом концерте слушатели узнали, что знаменитая Пассакалия Генделя, которая сейчас существует в транскрипциях для самых разных инструментов, была написана именно для клавесина.
Читайте также:
Шедевры клавесинной и фортепианной музыки в Царицыно