Мастер гипотезы Борис Рыбаков

03 июня 2008 12:46
Он мечтал изучать Мексику, а открыл современникам мир Древней Руси. Сегодня исполняется сто лет со дня рождения российского историка и археолога, академика Бориса Александровича Рыбакова.
Он мечтал изучать Мексику, а открыл современникам мир Древней Руси. Сегодня исполняется сто лет со дня рождения российского историка и археолога, академика Бориса Александровича Рыбакова. Его идеи совершили настоящий переворот в науке, заставив по-новому взглянуть на, казалось бы, хорошо изученные страницы отечественной истории. Сегодня имя Рыбакова ставят в один ряд с Карамзиным, Соловьевым, Ключевским. Рассказывают "Новости культуры".

Когда Борису Рыбакову было за девяносто, он признавался, что с возрастом стал забывать о том, что было пять дней назад, зато отчетливо помнил, что происходило на Руси пятьсот лет назад. Древние тексты и летописи он знал наизусть и с любой строки мог их цитировать. "Он мог рассказать буквально у какого князя была бородавка на носу. Как будто он это все видел", – замечает сын Бориса Рыбакова, директор Института востоковедения РАН Ростислав Рыбаков.

Коллеги называли Рыбакова "мастером гипотезы". Его научные предположения были смелыми, масштабными и хорошо аргументированными. Одна из самых громких гипотез Рыбакова – о неизвестном авторе "Слова о полку Игореве". Мог ли боярин, летописец Петр Бориславич написать такое произведение? В 1998 году, за три года до смерти, Борис Рыбаков говорил об этом так: "Очень много данных, что Петр Бориславич писал летопись. Мне кажется, что я это нашел. Но кажется, что нашел. Пока что работы лингвистов подтверждают мою гипотезу".

Он выдвигал гипотезы не только за письменным столом, но и в экспедициях. Он проводил раскопки древнерусских городов – Тмутаракани, Любеча, Чернигова. "Самое известное – это реконструкция замка в Любече, к северу от Киева, километров сто. Там над Днепром есть высокий холм-гора, и на этой горе когда-то стоял огромный княжеский замок, принадлежавший Владимиру Мономаху. И вот Рыбаков раскопал остатки этого замка", – рассказывает профессор Исторического факультета МГУ Николай Борисов.

Его научные труды начинались с "амбарной книги" – так Рыбаков называл рукопись, в которой он записывал свои мысли и исследования. Порой историк и сам не знал, чем закончится эта рукопись. "Конечно, основу он все знал и довольно далеко все это поле было вспахано. Но он начинал писать, и возникали новые сюжеты, новые открытия", – продолжает Ростислав Рыбаков.

Одна из главных книг Бориса Александровича называется "Ремесло Древней Руси" Ее знает почти каждый археолог. Рыбаков первым доказал, что древнерусские города были крупными центрами ремесленного производства. "Эта книга на долгие годы задала направления исследований десяткам археологов, которые занялись различными ремесленными производствами – кузнечным, ювелирным, гончарным", – говорит директор Института археологии РАН Николай Макаров.

Может быть, не все исторические концепции Бориса Рыбакова были бесспорными. С ними можно соглашаться или оспаривать – как это делали Дмитрий Лихачев и Лев Гумилев. Однако гипотезы Рыбакова сложно опровергнуть. Они серьезны, убедительны и останутся в науке.

К 100-летию со дня рождения Бориса Рыбакова сегодня в 20:50 телеканал "Культура" покажет документальный фильм "Зима патриарха".

Читайте также:
Академик Рыбаков. Призвание "сеять разумное, доброе, вечное"