"СупреМАДИзм"

10 мая 2006 19:54
... так называется Международный художественный фестиваль, который открылся в Москве. МАДИ – это стиль в искусстве, зародившийся 60 лет назад в Буэнос-Айресе, но сейчас его столицей считается Будапешт. МАДИ - наследник русского авангарда. Его отличительный признак – эксперименты с цветом и геометрией пространства. В столице сейчас можно увидеть лучшие работы из коллекции будапештского музея "Мобиль МАДИ".
"СупреМАДИзм" - так называется Международный художественный фестиваль, который открылся в Москве. МАДИ – это стиль в искусстве, зародившийся 60 лет назад в Буэнос-Айресе, но сейчас его столицей считается Будапешт. МАДИ - наследник русского авангарда. Его отличительный признак – эксперименты с цветом и геометрией пространства. В столице сейчас можно увидеть лучшие работы из коллекции будапештского музея "Мобиль МАДИ". Корреспондент "Новостей культуры" - о выставке графики в Венгерском культурном центре.

Движение, абстракция, пространство, новация. Это расшифровка английской аббревиатуры МАДИ. Первыми художниками этого направления стали индейцы Латинской Америки, понятия не имевшие о том, что их красочные орнаменты перекликаются с авангардом начала XX века и русским конструктивизмом. Теоретические основы под стихию МАДИ подвел аргентинец Кармело Арден Кино.

Жужа Дардаи, основатель музея МАДИ, художник (Венгрия): "Для конструктивизма существуют только горизонтали и вертикали. МАДИ – искусство кривых и касательных. В авангарде бьют в глаза красный, синий, желтый. МАДИ – это карт-бланш буйству красок".

Куб и прямоугольник для МАДИ не интересны. Художники режут и пересекают традиционные формы. Главное - увеличить количество углов. Вместо одного черного квадрата Малевича – шесть красных Жуэля Фромэнта. Вместо четырех углов – шестнадцать. Число геометрических комбинаций бесконечно.

Ласло Беке, директор Венгерской Художественной и Исследовательской Академии: "Ваше отношение – вот ключ ко всему. Вы можете на эту картину молиться, умно рассуждать о ее достоинствах. А можете поставить ее в углу сада. И не думать ни о чем. Это игра".

Обычно картины художников МАДИ выставляют без рамок, чтобы стена становилась продолжением сюжета, который заключен в самой форме. На крайний случай делают рамки, повторяющие ее контуры. Хотя иногда эти контуры трудно уловимы. Стефан Белохрацкий из Словакии пишет воздух. Самое главное обозначает красными флажками.

Александр Панкин, художник: "Даже в статичных объектах всегда движение. Поэтому нет жестких прямоугольных рамок. Их задача – не структуры, которые можно пощупать. А пульсация пространства".

МАДИ привлекает не только художников, но и скульпторов, и архитекторов. Работы основателя венгерского течения МАДИ, Лайоша Кашшака, – это картинная архитектура. Вопрос: "Что это?" - не корректен. Вы же не спрашиваете, что означает цветок. Хотя ответ знал основоположник МАДИ Кармело Арден Кино. Цветок означает только цвет, запах, чувство. То есть определяет сам себя.