Библия глазами Гелия Коржева

13 декабря 2012 11:00
Одним из любимых художников классика соцреализма Гелия Коржева, был Александр Иванов, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу». Едва ли кто мог заподозрить в самом Коржеве – представителе так называемого «сурового стиля», интерес к евангельским сюжетам. А именно они стали основой его позднего творчества.

Одним из любимых художников классика соцреализма Гелия Коржева, был Александр Иванов, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу». Едва ли кто мог заподозрить в самом Коржеве – представителе так называемого «сурового стиля», интерес к евангельским сюжетам. А именно они стали основой его позднего творчества. «Библия глазами соцреалиста» – выставка под таким названием открылась в столичном Институте русского реалистического искусства. Рассказывают «Новости культуры».

Мало кто хотя бы в репродукциях не видел знаменитых картин Гелия Коржева «Поднимающий знамя» или триптих «Коммунисты». И вдруг – совсем другое искусство. Такого от классика соцреализма никто не ожидал: «Рождество Христово», «Благовещение», «Распятие»… – всего 16 больших полотен на библейские темы. В России эти картины еще ни разу не выставлялись. Гелий Коржев писал их последние 20 лет, находясь почти в затворе.

«Общественная и современная жизнь его мало интересовала в последние годы, – рассказывает куратор выставки Надежда Степанова. – Плюс к этому, он очень не любил политику. Почему он заинтересовался «Библейским циклом»? Потому что «тут есть враги, есть друзья, но нет политики», это его слова. Он не смотрел телевизор, его мало что интересовало из того, что происходило за окном мастерской».

Поворот в жизни Гелия Коржева произошел в 86-м году, когда один за другим ушли из жизни его родители. Художник оставил официальные должности – одно время он возглавлял Союз художников – и целиком посвятил себя библейскому циклу. Коржев настаивал на том, что эти картины – взгляд на библейские события человека, который вырос в Советском Союзе, с молоком матери впитал атеистическую пропаганду, и затем на протяжении всей жизни мучительно пытался избавиться от ее влияния. Не случайно одна из картин называется «Трудный путь к истине».

«В своем толковании Библии Коржев остается великим демократом, и, конечно, демократом советского времени, – считает заведующая отделом живописи второй половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи Наталия Александрова. – Его нравственный урок – это возможность для каждого из нас пройти этим же путем, он предоставляет такое право на этот выбор нам всем».

Гелий Коржев по многу раз переписывал одни и те же сюжеты – на выставке представлено 45 эскизов. «Благовещение» он писал на протяжении целых десять лет, много раз переписывал «Адама и Еву», долго искал образ Христа. В первый раз все эти картины Гелий Коржев показал на выставке в 2007-м в Америке».

«Что их поразило, так это неожиданный соцреализм, – рассказывает сотрудник Музея русского искусства в Миннеаполисе Мария Завьялова. – Они привыкли видеть и ожидать каких-то детей, Сталина, подбрасывающего ребенка и тут вдруг высокое мастерство, сфокусированность на простом человеке, особенно на простом солдате. И здесь видно, что для Коржева простой солдат – это Спаситель, а Спаситель – это солдат нравственного выбора».

Работать над библейским циклом Гелий Коржев продолжал до самой смерти. Одна из последних картин датирована 2012 годом. На ней запечатлен Христос в последние минуты своей земной жизни.

Новости культуры