Популярные мелодии тысячелетия - на фестивале "Возвращение"

10 января 2006 17:11
Обращение к ним происходит на всем протяжении истории музыки. И каждый раз исполнители находят в них новые и новые подтексты. Концерт на сцене Рахманиновского зала столичной консерватории так и назывался "Подтексты. Сочинения со скрытым символическим смыслом".
Минувшим вечером на фестивале "Возвращение" звучали мелодии, которые по праву можно назвать самыми популярными мелодиями тысячелетий. Обращение к ним происходит на всем протяжении истории музыки. И каждый раз исполнители находят в них новые и новые подтексты. Концерт на сцене Рахманиновского зала столичной консерватории так и назывался "Подтексты. Сочинения со скрытым символическим смыслом". Рассказывает корреспондент "Новостей культуры".

Музыка знает о подтекстах все. Именно поэтому ее интересно слушать и тем, кто понимает расшифровку нотных знаков, и тем, кто подразумевает что-то свое. "Подтексты" - так назван второй концерт фестиваля "Возвращение", состоящий из произведений, скрывающих в себе имена, музыкальные цитаты, символические темы, зашифрованные в музыкальной ткани.

Вот эта тема, с которой Александр Кобрин начинает свое выступление, - главная тема вариаций Сергея Рахманинова. Когда-то он позаимствовал эту мелодию из произведения итальянского композитора Арканджело Корелли. Но на самом деле детективная история началась гораздо раньше. Как оказалось, сам Корелли так же обратился к чужой теме – старинной португальской фолии XV века.

Путешествуя по мировой музыкальной литературе, португальская мелодия побывала в произведениях Карла Филиппа Эмануэля Баха, Крейслера, Листа и вдруг очутилась в ХХ веке. И вот в каком виде:

Роман Минц, скрипач, художественный руководитель фестиваля: "Здесь проходит в самом начале в завуалированном виде, как одна из самых старых в скрипичной литературе".

Автор ремейка – Альфред Шнитке. Так он начинает свое "Посвящение Паганини" для скрипки соло.

Роман Минц, скрипач, художественный руководитель фестиваля: "Если отбросить трель, то получается…"

Такой прием называется в музыке "Аллюзия" – то есть с трудом уловимый намек на какую-либо музыкальную мысль. Альфред Шнитке – мастер аллюзий, цитат и музыкальных коллажей. А вот в трио Брамса никак не связано родственными отношениями с той самой португальской темой. Здесь – своя детективная история. Хотя, в процессе исследования общий музыкальный исток вполне может быть обнаружен.