"Тяжелые дни" Островского - на малой сцене вахтанговского театра

30 декабря 2005 19:53
Истории у этого спектакля на вахтанговской сцене пока нет. Она должна начаться 15 февраля 2006 года. Зато есть увлекательная предыстория. Молодой режиссер Олег Лопухов, закончив курс Хейфица, защитив диплом, и поставив спектакль в театре на Юго-Западе, после напряженной вузовской жизни решил немного отдохнуть. Но весьма своеобразно. Короткий творческий отпуск был посвящен Александру Николаевичу Островскому. Полностью и безоговорочно.
Соблазн для любителей словесной эквилибристики : "Тяжелые дни" Островского на малой сцене вахтанговского театра – нонсенс. Однако… На репетиции спектакля, который должен стать первой премьеры театра нынешнего года побывала корреспондент "Новостей культуры".

Истории у этого спектакля на вахтанговской сцене пока нет. Она должна начаться 15 февраля 2006 года. Зато есть увлекательная предыстория. Молодой режиссер Олег Лопухов, закончив курс Хейфица, защитив диплом, и поставив спектакль в театре на Юго-Западе, после напряженной вузовской жизни решил немного отдохнуть. Но весьма своеобразно. Короткий творческий отпуск был посвящен Александру Николаевичу Островскому. Полностью и безоговорочно. Были перечитаны пьесы, письма, воспоминания об Островском современников и исследования его творчества людей, живших много позже. Все это было перечитано и положено на полку памяти. Оказалось, ненадолго. Когда в начале сезона в Театре имени Вахтангова было решено, что в репертуаре не хватает Островского – Лопухов тут же вспомнил одну совершенно не растиражированную пьесу, которая его зацепила. "Тяжелые дни".

Олег Лопухов, режиссер-постановщик спектакля: "Про нее написано всего в одном письме – одна фраза, в другом – одно слово. В одном написано: "Это вещь совершенно безвредная", в другом письме – одно слово "шутка".

Ничего себе шутка. Хотя на самом деле не все так страшно. Фабула – замоскворецкий "мальчик-мажор" XIX века влюбляется в купеческую дочку. Тит Титыч, отец влюбленного, в дело вмешивается, как слон в посудной лавке. Но тут же возникает ласковый прохвост, умеющий приостановить слоновий топот. В общем, все кончается хэппи-эндом, то есть свадьбой. История, заурядная донельзя, если бы все события не проходили в понедельник, "Тяжелый день".

Олег Лопухов, режиссер-постановщик спектакля: "Что такое понедельник? Это какая-то примета, это какая-то привычка. Вообще, разговор о каких-то привычках, о каких-то стереотипах в этой пьесе разбивается. И в моей жизни, и в жизни любого общества существуют эти стереотипы. Островский писал типы, он не писал индивидуальности. Вот мне хотелось в этой работе найти именно индивидуальность человеческую. Взять того же Тит Титыча Брускова, как бы имя нарицательное. Известно, самодур такой-сякой, а мне хочется найти именно что-то человеческое в этом персонаже".

Про "человеческое" – случилось или нет – будет судить зритель. А про пьесу и автора режиссер говорит так: "Островский в XXI веке – непаханое поле, практически целина, которую архинеобходимо освоить". Кстати, вполне возможно, что название спектакля в афише будет изменено. Суть останется прежней – "понедельник – тяжелый день".