Выставка "Архиважный авангард" в Русском музее

11 августа 2005 17:00
Посетители увидели произведения живописи и графики из собрания Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ). Работы авангардистов в его собрании поражают разнообразием, здесь есть все - от больших полотен до зарисовок.
Все направления и перипетии развития сложнейшего течения в искусстве начала ХХ века отразила выставка "Архиважный авангард", открывшаяся сегодня в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Посетители увидели произведения живописи и графики из собрания Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ). Работы авангардистов в его собрании поражают разнообразием, здесь есть все - от больших полотен до зарисовок.

Процесс зарождения и упадка русского футуризма отразили десятки рукописных альбомов поэта-новатора Алексея Крученых 1910-х годов. Соратник Владимира Маяковского и Константина Малевича вклеивал в них "материальные свидетельства" - рисунки, фотографии, газетные вырезки. Это течение не осталось "вычищенным" из истории - наследие футуристов хранилось в его комнате в одном из вхутемасовских домов на Мясницкой.

Период возникновения конструктивизма 1920-х годов показан через творчество блестящих мастеров. Среди них архитектор Яков Чернихов, оставивший множество совершенных по композиции графических листов. В них повторяются мотивы "машинных форм". Проект первых московских небоскребов у Никитских ворот поражает филигранными подробностями.

Открытием для ценителей модернизма стали извлеченные из фондов забытые работы Л.Лисицкого и И.Клюна с эскизами к книжным обложкам поэтов Серебряного века, плакатиста Г. Клуциса, графиков Р.Фалька и В.Татлина. РГАЛИ сохранил для современного зрителя целую эпоху исканий - противоречивую и резкую по формам и содержанию, но стремившуюся "эстетически" противостоять общественным катаклизмам.


//ИТАР-ТАСС