60 лет со дня рождения Райнера Вернера Фассбиндера

31 мая 2006 14:30
"Любовь холоднее смерти", "Отчаяние", "Тоска Вероники Фосс", "Горькие слезы Петры фон Кант"…. как мрачно должен смотреть на мир режиссер, который давал своим фильмам такие грустные названия. А между тем, Райнер Вернер Фассбиндер грустить просто не успевал - он снимал по два-три фильма в год. При том умудрялся еще и писать сценарии, играть роли, ставить спектакли и сочинять музыку.
«Любовь холоднее смерти», «Отчаяние», «Тоска Вероники Фосс», «Горькие слезы Петры фон Кант»…. как мрачно должен смотреть на мир режиссер, который давал своим фильмам такие грустные названия. А между тем, Райнер Вернер Фассбиндер грустить просто не успевал - он снимал по два-три фильма в год. При том умудрялся еще и писать сценарии, играть роли, ставить спектакли и сочинять музыку. Сегодня кинематографисты всего мира отмечают 60-ю годовщину со дня рождения Райнера Вернера Фассбиндера. Рассказывают «Новости культуры».

60-я годовщина — вещь на самом деле спорная. По слухам, Фассбиндер изменил в паспорте дату своего рождения. Тем самым, сделав ее частью мифа о самом себе. В этом мифе много нелицеприятного: жесткость в отношении к друзьям и коллегам, пристрастие к наркотикам, нетрадиционная ориентация. Но есть и другая сторона мифа: невероятная работоспособность и преданность кинематографу, которые сделали Фассбиндера эмблемой Новой Немецкой волны.

Ирина Павлова, кинокритик: «Он стал знаменитым очень рано: он начал в 19 лет. И слава добавила ему только одно: азарт жить, азарт работать. Он сжигал себя работой, и если можно говорить о ком-то «самосожженец», то это Фассбиндер».

Здесь ему всего 25 лет, но он уже работает над восьмым фильмом. Разные жанры, разные темы и даже — разные профессии: и сценарист, и продюсер, и актер. Говорят, чтобы столько работать, Фассбиндер спал по три часа. Оставался в форме благодаря наркотикам. Когда ему однажды предложили лечение, он ответил: «Лечиться от таланта невозможно». А талант у Фассбиндера был заразительный и помогал расцветать талантам людей, находившихся рядом с ним. Свои лучшие роли у него сыграла Ханна Шигулла. За роль в фильме «Замужество Марии Браун» она получила Серебряного Льва Берлинского фестиваля.

В этой знаковой для Фассбиндера работе история послевоенной Германии осмысливается через судьбу одной женщины. Но назвать фильм социальной аллегорией — недостаточно. Это и исследование женской психологии, и эротическая драма, и попытка объединить на экране повседневность и высокие материи. Как и в реальной жизни Фассбиндер не чуждался крайностей, так и в своих фильмах он касался острых и неоднозначных тем.

Райнер Вернер Фасбиндер, режиссер: «Да, я себя люблю. Мне вот и тело мое нравится. Мне нравятся мои фильмы и дело, которым я занимаюсь».

Влияние Фассбиндера велико. Вернер Херцог, Фолькер Шлендорф и Вим Вендерс считали его режиссером, возродившим немецкое кино. А Франсуа Озон поставил по его сценарию фильм «Капли дождя на раскаленных скалах». В 1982 Фасбиндер скончался от передозировки наркотиков. Рядом с ним нашли неоконченный сценарий нового фильма. Даже перед смертью Фасбиндер не переставал творить — и это тоже часть мифа.

Райнер Вернер Фассбиндер: "Чем проще фильм, тем он правдивее"