В Мультимедиа Арт Музее открывается выставка Марка Куинна

25 октября 2012 12:00
В Москву привезли 30 работ одного из самых известных и дорогостоящих британских художников. В Мультимедиа Арт Музее открывается выставка Марка Куинна. Экстравагантный и смелый, он виртуозно комбинирует искусство и науку, исследует человеческие и природные формы, обыгрывает ситуации жизни и смерти.

 

В Москву привезли 30 работ одного из самых известных и дорогостоящих британских художников. В Мультимедиа Арт Музее открывается выставка Марка Куинна. Экстравагантный и смелый, он виртуозно комбинирует искусство и науку, исследует человеческие и природные формы, обыгрывает ситуации жизни и смерти. Одними из первых с визуальным миром Марка Куинна познакомились корреспонденты«Новостей культуры».

Марк Куинн – коллега Дэмиена Хёрста по легендарному проекту галереи Чарльза Саатчи «Молодые британские художники». Как и прочие участники этой арт-группировки, Марк Куинн уже не молод и очень известен. Его гигантская скульптура беременной Элиссон Лаппер – художницы, рожденной без рук – реплика Венеры Милосской – была установлена на Трафальгарской площади и стала символом последних Параолимпийских игр. С более широким контекстом его творчества можно познакомится на выставке в Мультимедмиа Арт Музее, первой в России персональной выставке Марка Куинна.

Целая голова вина – скульптура «Летучий дух» – автопортрет художника Марка Куинна- не мрамор, не бронза, а красное вино, хранится в силиконовом масле, в специальной витрине-рефрижераторе, при температуре минус 17.

Хрупкое человеческое – на эту тему Марку Куинну есть что сказать. В 91-м он начал свой путь в искусстве с автопортрета из собственной замороженной крови. О том, что купленная Саатчи голова Куинна растаяла, сплетничали не меньше, чем о протухшей акуле Хёрста. «Летучий дух» – скульптура не менее откровенная.

«Марк Куинн таким образом попрощался с тем, что губит его, как его произведения», – говорит арт-директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Ольга Свиблова мечтала привезти Марка Куинна в Москву с тех пор, как три года назад увидела выставку его работ в Гранд Пале на ярмарке современного искусства FIAC. Вместе они придумали московскую ретроспективу: «Большое колесо продолжает вращаться» – все темы и способы работы Марка Куинна на ней представлены. Есть здесь и столь же известная, как голова из крови – Кейт Мосс в рискованной асане.

«Ее поза – это не шутка, тело Кейт Мосс в таком виде все равно, что пазл или кубик рубика – не конкретный человек, а коллективное бессознательное – наш сон об идеальном теле и его возможностях», – считает Марк Куинн.

«Кейт Мосс» Марка Куинна – попытка современного человека выйти за пределы тела – выставлена в говорящей близости с памятником тушке кролика – жертве киберинженерии, клонирования и индустрии массового питания. А вот религиозный вариант преодоления телесности – индуист в священных водах Ганга – упражняется в отделении духа от тела. Границу, где происходит подобное художник ищет под водой в серии «Зона». Там, где волна разбивается в пену – он видит распад материи и магнитные силы луны. Другой источник вдохновения Марка Куинна – мясо. О своем цикле «Живопись плоти» – он пишет: «есть в этом что-то и от Рембрнадта, и от Фрэниса Бэкона, но только как если бы их разорвало снарядом. И красиво и страшно». Столь же смешанное чувство вызывает и композиция из самолетов в момент столкновения.

Марк Куин отождествляет себя с героями лондонских беспорядков – молодыми людьми в капюшонах. Так выглядит современный Гамлет. Он пишет и ваяет цветы – в основном орхидеи – создания не только естественного, но и искусственного отбора. Производя свои гигантские скульптуры, использует технологи три-де сканирования и отливки – сравнивает их с генетическим кодированием и естественным воспроизводством. А еще пишет «тондо» – круг, в который художники Возрождения помещали Богоматерь с младенцем, а буддисты – модель вселенной – Куинн превращает в портрет сетчатки глаза. Именно здесь мир встречается с сознанием человека. Здесь проходит граница внутреннего и внешнего, личного и коллективного и здесь Марк Куинн находит свой парадокс.

«Сканируя наши зрачки, новейшие системы идентификации преобразуют фигуративное в абстрактное для того, чтобы с максимальной точностью определить личность», – отмечает Марк Куинн.

На сетчатку глаза Марк Куинн наносит карту мира. Он следит за тем, как продолжает свое вращение Большое колесо.

Новости культуры