Участникам экскурсии в Пушкинском музее завязали глаза
Словно в ответ на универсальное объяснение современных художников своих работ "я так вижу" Юрий Альберт создал зрителя, который не смотрит. Он придумал проект, который называется "Экскурсии с завязанными глазами". Проект стал продолжением мысли художника о том, что искусство не должно быть бесполезным, оно должно так или иначе помогать людям. Как именно, пытались понять участники экскурсии в Пушкинском музее.
Посетители музея получают черные повязки из рук автора перформанса Юрия Альберта. Им придется почувствовать или услышать картины.
"Искусство, скорее всего, происходит у нас в голове, - говорит художник Юрий Альберт. - То, что сделал художник – еще не искусство, оно становится искусством, только когда на него кто-то посмотрел, оценил, воспринял, и так далее. И я думаю, что в наше время этот кто-то, кого мы называем зрителем, может быть даже важнее художника".
Двадцать четыре человека с фирменными повязками и примерно столько же с самодельными не жульничают, даже если глаза просто закрыты. Самые предприимчивые даже фотографируют.
Опасность наткнуться на витрины объединяет – образуются пары, цепочки. И совсем по-другому воспринимаются привычные для выставки слова.
Они не первооткрыватели. Такие же перформансы Альберт устраивал в Лувре, Третьяковке, где экскурсию разрешили только в понедельник, в выходной день. В Берлинской галерее все было экстремальнее - о проекте экскурсовод узнал за 2 минуты до его начала. Реакция администрации музеев порой интереснее зрительской.
"Надо было уговорить охрану, главного хранителя, что совсем ничего страшного, что одиннадцать раз ничего не происходило, - рассказывает старший научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Лидия Срибнис. - Аргумент какой у меня был: в Лувре больше лестниц чем у нас, поэтому не так страшно".
Совсем не страшно – интересно. Даже охранникам и смотрителям представлять, сравнивать и удивляться. Над подобными экспериментами когда-то посмеялся Виктор Пелевин в "Generation П".
"Когда картина уже в музее, сколько она стоит, уже не важно, - говорит Юрий Альберт. - Важнее всего то, что бы Вы в качестве зрителя подумали, задались такими вопросами: чем отличается описание картины от настоящей картины, где рождается искусство – в голове или на стене, и так далее".
Игры с воображением в залах классической живописи обескураживают и даже смешат, но заставляют задуматься о безграничности процесса восприятия.